УСЛОВИЯ – РЫНОЧНЫЕ, ОТНОШЕНИЕ – БЕЗОТВЕТСТВЕННОЕ
Несмотря на то, что все мы уже давно живём в рыночных условиях, отношение к некоторым отраслям экономики остаётся довольно странным, потребительским в худшем смысле этих слов. К этим отраслям в первую очередь относится энергетика – социально значимая сфера, играющая важнейшую роль в нашей жизни. Для того, чтобы промышленные предприятия работали бесперебойно, в домах был свет и тепло, энергетики с большой ответственностью выполняют свою работу. И если, как говорят они сами, их работу не замечают, значит, всё нормально, работа идёт без остановок. Как только случаются малейшие сбои, их клянут все, кто только может.
Между тем в отличие от сферы ЖКХ, где аварии наблюдаются во много раз чаще, энергетика остаётся достаточно надёжной отраслью, даже учитывая высокий моральный и физический износ оборудования, достигающий 70 – 80 процентов. Тем не менее люди, работающие в этой сфере, умудряются поддерживать турбины, генераторы, подстанции, магистральные тепловые сети в хорошем состоянии, что особенно важно в самый пик нагрузок – зимой. Жёсткая система контроля за подготовкой энергопредприятий сохранилась и в условиях преобразований. Паспорта готовности к работе в осенне-зимний период, выдаваемые специальными межведомственными комиссиями, в том числе созданными при Министерстве энергетики РФ, являются своеобразной гарантией качества проведённых ремонтных работ. Причём оценка происходит по различным параметрам, среди которых, в числе прочих, готовность персонала к внештатным ситуациям и наличие необходимых запасов резервного топлива. На подготовку к зиме ТГК-2 в целом в 2008 году затратила более 840 млн. рублей.
НА ТОПЛИВНОЙ ИГЛЕ
Вы скажете, что деньги на ремонтные программы закладываются в тарифах. Это действительно так, но и энергетики свои обязательства выполняют сполна. Другой вопрос, что тарифы не всегда и не в полной мере учитывают затраты энергокомпаний и реальную ситуацию на рынке. Так, порядка 70 процентов всех расходов генерирующих компаний, в частности ТГК-2, приходится на приобретение топлива. То есть в сумме тарифа за теплоэнергию, оплачиваемого каждым жителем, львиная доля приходится на стоимость энергоресурса, необходимого для выработки киловаттов и гигакалорий. Ежедневно только в Ярославле ТГК-2 тратит на покупку газа для выработки тепла и света около 10,7 млн. рублей. Причём в отличие от большинства потребителей, оплачивающих полученную энергию постфактум, теплоэнергетики обязаны приобретать газ, мазут и уголь вперёд со стопроцентной предоплатой. Иначе со стороны поставщиков этих ресурсов последуют жёсткие санкции и штрафы.
Ежедневно только в Ярославле ТГК-2 тратит на покупку газа для выработки тепла и света около 10,7 млн. рублей.
В отличие от цен на тепло и газ, регулируемых государством, стоимость мазута и угля определяется рынком. Все мы помним значительный, непрогнозируемый рост цен на нефть, с одной стороны, приведший к увеличению поступлений в федеральную казну, с другой – к убыткам энергокомпаний. Эти разрывы между рыночной ценой и ценой, заложенной в тариф, между расчётами за топливо и поступлением средств от потребителей за теплоэнергию, энергетики вынуждены покрывать за счёт банковских кредитов. А это дополнительные расходы в виде процентов, которые зачастую вообще не учитываются при установлении новых тарифов. Сегодня же в условиях финансового кризиса растут не только процентные ставки, но и сам кредит получить становится очень сложно. Получается, что сами энергокомпании, получая плату за энергию после её поставки, кредитуют своих потребителей и проценты с них, в отличие от банков, не взимают.
ПАТ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ?
И вот в этих непростых для всех условиях вновь, как и несколько лет назад – в конце 90-х – начале 2000-х – находятся «горячие головы», которые призывают не платить энергетикам, изобретают свои методики расчётов или просят больших отсрочек. Словом, пытаются решить проблемы за счёт одной отрасли. Причём дело призывами уже не ограничивается. Так, в сентябре – октябре в целом по ТГК-2 за отпущенную тепловую энергию на 1,2 млрд. рублей в компанию поступило лишь 600 млн. рублей, то есть ровно половина. То есть вся проделанная работа энергетиками была оплачена на 50 процентов. Кто готов терпеть такое отношение к своей работе? Есть реальные опасения, что ситуация с платежами будет ухудшаться. Как обычно, главными неплательщиками будут становиться предприятия ЖКХ.
В Ярославле ситуация усугубляется ещё и наличием перепродавца – посредника между населением и энергетиками – МУП «Яргорэнергосбыт». Платежи за потреблённое тепло уходили на счета этого перепродавца и потом с большими задержками приходили в ТГК-2. Объяснить с точки зрения здравой логики эту схему невозможно, ибо она абсурдна. Более того, указанное предприятие до сих пор не имеет договорных отношений с теплоэнергетиками. По сути теплоснабжение Ярославля осуществлялось только по доброй воле ТГК-2, осознающей свою социально-инфраструктурную роль в жизни города. Но самое главное состоит в том, что наличие такого посредника приводило к удорожанию на 5 – 10 процентов конечного тарифа на теплоэнергию для населения.
Существование перепродавца на тепловом рынке приводило к удорожанию на 5 – 10 процентов конечного тарифа на тепловую энергию для населения.
Понятно, что вечно такое положение вещей не могло продолжаться. Проблемой заинтересовалось Ярославское управление Федеральной антимонопольной службы и, разобравшись, признало действия перепродавца противоречащими нормам российского законодательства. Сейчас совместными усилиями теплоэнергетиков и мэрии Ярославля вырабатывается оптимальная схема теплоснабжения и расчётов за тепло.
Рассуждая на тему тепла и света, мало кто задумывается над тем, что энергия является таким же товаром, как, например, и хлеб. Для того, чтобы её произвести, необходимо затратить усилия и использовать определённые ресурсы, в том числе кадровые. Да и энергопредприятия работают не изолированно, на них трудятся такие же люди, горожане, как и все остальные. И они справедливо рассчитывают на своевременное получение зарплаты за свою ответственную и сложную работу и произведённый продукт.
Самое интересное, что зима только начинается, а любое введение ограничений в отношении энергодолжников в ходе отопительного сезона невозможно, потому что технически нельзя ограничить поставку тепла в отдельности – пострадают исправные плательщики. Да и прокуратура за этим следит строго, чем умело и пользуются дельцы от ЖКХ и руководители нерадивых организаций-должников. А теплоэнергетики попадают в патовую ситуацию, выражаясь шахматными терминами. Единственным средством воздействия на должников является суд, но тяжбы в нём могут надолго затягиваться. А деньги-то нужны здесь и сейчас. В такое положение энергетиков никто входить не собирается, да и кризис даёт о себе знать.
Очевидно, что энергокомпании, в том числе ТГК-2, ведущие социально ответственный, но всё же бизнес, уже не в силах самостоятельно бороться с неплатежами. И это создаёт реальную опасность для стабильного прохождения отопительного сезона. Поэтому только сообща, объединив усилия с властью и потребителями, уважая чужой труд, можно преодолеть кризис финансовый и избежать кризиса энергетического.