– Сергей Алексеевич, сейчас всё внимание общества сосредоточено на мировом финансовом кризисе. На том, какие проблемы он порождает, и как эти проблемы преодолеть. Вероятно, и на вашей недавней встрече с премьер-министром Владимиром Путиным речь шла о том же?
– Я рассказал Владимиру Владимировичу об итогах социально-экономического развития региона за 11 месяцев этого года и сообщил, что ситуация в целом стабильна и находится под контролем органов государственной власти Ярославской области. Системы жизнеобеспечения работают в нормальном режиме, социальные обязательства выполняются в полной мере. Но главной темой разговора были проблемы ряда предприятий, вызванные кризисом. Мы подробно обсудили ситуацию, сложившуюся на НПО «Сатурн» и на дизелестроительных предприятиях группы «ГАЗ», причём прямо в ходе беседы премьер-министр давал конкретные поручения своим заместителям – Александру Дмитриевичу Жукову, Игорю Ивановичу Сечину, руководителям Внешэкономбанка и Внешторгбанка. Ведь проблемы этих предприятий являются не региональными, а имеют общероссийское значение. От стабильной работы НПО «Сатурн» во многом зависит будущее российского авиастроения. Группа «ГАЗ» сейчас тратит значительные средства на строительство в Ярославле нового завода по производству двигателей 530 семейства и также нуждается в помощи.
– На какую именно помощь могут рассчитывать эти предприятия?
– Эти предприятия сейчас испытывают проблемы со сбытом своей продукции, работают не на полную мощность, и главная помощь, которая им необходима, – это обеспечение их новыми заказами. Например, со стороны Министерства обороны, со стороны «Газпрома». Кроме того, им необходимы кредитные ресурсы для завершения их инвестиционных программ. Я, в частности, предложил переориентировать средства инвестиционного фонда Министерства регионального развития на объекты с высокой степенью готовности. То есть не начинать пока новые инвестиционные проекты, а сосредоточиться на тех, которые близки к завершению, и завершить их. Проекты НПО «Сатурн» и группы «ГАЗ» как раз к таким и относятся – новый завод группы «ГАЗ» может дать первую продукцию уже к концу 2009 года.
– Возможна ли прямая финансовая помощь государства этим предприятиям?
– Если государство оказывает предприятию прямую финансовую помощь, то оно вправе рассчитывать на передачу в руки государства части пакета акций и, как следствие, возможности государства участвовать в управлении данным предприятием. Другого механизма нет, мы просто права не имеем расходовать государственные средства на помощь частному предприятию, если у нас нет возможностей управления и контроля над процессом использования этих средств. Была уже масса примеров, когда предприятие просит помощи, а после того, как помогли, налоговые платежи этого предприятия в бюджет куда-то улетучились! Такого больше не будет, и любая помощь ныне будет предоставляться лишь с рядом условий, с рядом обязательств предприятия перед государством.
– Стало быть, состав акционеров НПО «Сатурн» может измениться?
– Переговорный процесс идёт к завершению, и этот вопрос будет решён в ближайшие дни. Причём для предприятия это будет не проблема, а, наоборот, благо с точки зрения обеспечения его новыми заказами. Откроются новые перспективы.
– Тем не менее, сокращение штатов на многих других заводах области происходит. Что можно предпринять для того, чтобы смягчить проблему нарастающей безработицы?
– Правительство области утвердило специальную программу мер в этом направлении. Мы понимаем, что собственных ресурсов области для её реализации будет недостаточно, поэтому сделали серьёзную заявку в Федеральную службу занятости – её руководитель как раз побывал в Ярославле в минувшую пятницу и программу нашу одобрил. С вице-премьером Жуковым мы также обсуждали возможность использовать временно безработных граждан на общественных работах. Сейчас мы собираем предложения от руководителей предприятий. Ведь общественные работы могут быть не только по благоустройству городов и посёлков, но также и на самих промышленных объектах. Этот вариант имеет то преимущество, что уволенные рабочие не теряют связь со своим предприятием и в дальнейшем смогут вернуться на свои прежние рабочие места.
Словом, все возможные меры мы сейчас обобщаем, просчитываем, и федеральные власти будут нам помогать в создании системы общественных работ. Мэрам городов области и главам муниципальных образований поручено подготовить предложения по организации общественных работ. Это позволило бы нам не только обеспечить занятость временно безработных, но одновременно навести порядок в наших городах и посёлках. – Какие еще вопросы обсуждались на встрече с Путиным?
– Я рассказал о состоянии бюджета Ярославской области и, в частности, о том, что пока у нас нет возможности повысить зарплату работникам бюджетной сферы без помощи Минфина РФ. Правительством России принято постановление, позволяющее регионам брать в Минфине кредит на пополнение кассового разрыва сроком на год. Благодаря этому возможно, что по итогам 1-го квартала 2009 года мы всё-таки сможем провести повышение зарплат в бюджетной сфере нашего региона.
Вообще же надо заметить, что областной бюджет 2007 года у нас имел дефицит более двух миллиардов рублей, а на 2009-й мы приняли бездефицитный бюджет, чтобы не наращивать сумму государственного долга области. Поэтому бюджет будущего года довольно напряжённый. С другой стороны, если в 2007 году инвестиционная программа бюджета Ярославской области составляла 2 миллиарда 700 миллионов рублей, то в 2008-м – уже 4 миллиарда, а в 2009-м будет 10 миллиардов 700 миллионов рублей. И большая часть этой инвестиционной программы – средства федерального бюджета. Это обеспечит области динамичное развитие.
Также я рассказал премьер-министру о принятых нами мерах по повышению эффективности и оптимизации системы государственного и муниципального управления, которое позволило нам сократить расходы на работу органов управления на 387 миллионов рублей – сумма весьма значительная. Сообщил и о мерах по регламентации системы госзакупок и госзаказа, где выявлены очень существенные недостатки. Недавно обнаружился вопиющий случай, когда заявка одного из участников конкурса на поставку медикаментов для системы обязательного медицинского страхования, предложившего самую низкую цену, была утеряна сотрудниками департамента госзаказа. Есть основания подозревать в этом происшествии злой умысел, возбуждено уголовное дело, и теперь деятельность департамента будет с пристрастием проверяться на предмет выявления фактов коррупции. Департамент ежегодно размещает заказы на десять миллиардов рублей, и усиление контроля в этой сфере необходимо. Думается, резерв сокращения расходов тут имеется значительный.
– Будут кадровые изменения в департаменте госзаказа?
– Да, конечно. Пару месяцев назад уже был разговор о смене руководства департамента, там проводилась проверка, поскольку были сомнения в правильности работы этого ведомства. А последние события показали необходимость принятия срочных мер, которые коснутся не только руководителей. Порочную систему необходимо изменить так, чтобы ни у кого и мысли не возникало при проведении торгов применять схемы разбазаривания государственных средств. При наведении порядка в проведении торгов по госзакупкам и размещению госзаказа мы уже сэкономили 40 миллионов рублей, но это очень мало в свете того, сколько «странностей» мы выявили в системе проведения таких торгов. Тут и вопрос информирования о госзаказе, в результате которого многие потенциальные участники не получают информацию; и система дополнительных условий, которые позволяют отсеять ряд участников; и система формирования начальной цены, которая подчас оказывается существенно выше рыночной; и, наконец, просто сговор участников торгов. Недавно мы вынуждены были отменить результаты торгов на закупку продовольствия для учреждений здравоохранения, потому что цена картошки и капусты оказалась выше рыночной на 40 процентов!
Случается, что в торгах участвуют всего четыре-пять предприятий, потому что остальные поняли – бесполезное это дело, все равно честным путем выиграть торги невозможно. Сейчас мы помогаем сельхозпроизводителям и предприятиям малого бизнеса готовиться к участию в торгах. Порядок надо наводить и на муниципальном уровне. Главы муниципальных образований обеспокоены тем, что в торгах подчас принимают участие фирмы, у которых ничего нет за душой. Либо они занижают цену и, выиграв контракт, потом не знают, что с ним делать и как его выполнить, либо, напротив, выиграв контракт по завышенной цене, тут же перепродают его реальному исполнителю.
В Ярославской области разрабатывается закон о борьбе с коррупцией, но и до его принятия мы будем принимать меры, чтобы выполнять поставленную Президентом и Правительством России задачу искоренения этого зла.