Переход к долгосрочному планированию был обусловлен стабильностью, поступательностью и предсказуемостью социально-экономического развития страны, которое наблюдалось на протяжении ряда последних лет. Но вот незадача: только начали на всех уровнях власти планировать на три года вперёд, как наступил мировой финансовый кризис. Теперь никто точно не знает, в какой мере этот кризис затронет Россию, как долго он продлится и как отразится на состоянии бюджета. В том числе и ярославского.
Больше половины собственных доходов городского бюджета – это налог на доходы физических лиц, или попросту говоря, подоходный. Ярославская казна в значительной мере зависит от благополучия самих горожан, от того, какую зарплату будут они получать и не сократится ли из-за кризиса количество рабочих мест в городе. Причём главный налогоплательщик в Ярославле – «Автодизель», подоходный налог его сотрудников составляет треть поступлений НДФЛ в бюджет. А на моторном сейчас, как известно, перешли на уменьшенную рабочую неделю. Пока сокращения незначительные, но что будет дальше, никто предсказать не берётся.
В общем, рассказывая о проекте городского бюджета, представители мэрии отмечали, что уже через пять месяцев, по итогам первого квартала будущего года, в бюджет, скорее всего, понадобится вносить коррективы.
Серьёзных проблем вроде бы не предвидится. Сейчас безработица в городе – одна из самых низких в стране – 0,36 процента, причём на каждого нетрудоустроенного приходится более трёх вакансий, а по рабочим специальностям и вовсе имеется по семь вакансий. Так что сокращение двух с половиной тысяч человек на крупных предприятиях города можно считать незначительным.
Перед лицом кризиса все бюджеты на всех уровнях власти сейчас сформированы на всякий случай на основе пессимистических прогнозов. Тем не менее бюджет Ярославля мэр города Виктор Волончунас назвал оптимистичным.
– Мы могли бы сократить все статьи расходов и представить вам секвестированный вариант. Лично для меня это было бы даже удобней – легче было бы исполнять. Но как бы мы тогда выглядели в канун 1000-летия города? – сказал он.
В оптимистичном варианте усомнился депутат областной Думы Александр Сизов, который заметил, что расходы, например, на образование в будущем году будут лишь на шесть процентов выше, чем в нынешнем. А ведь, по данным областного комитета статистики, инфляция только за девять месяцев 2008-го составила 13 процентов, а по итогам года будет явно более 15 процентов. Выходит, реально образовательная сфера получит всё-таки меньше, а значит, ряд ремонтов, строек, приобретение оборудования придётся отложить.
Но, как объяснил в своём выступлении мэр Виктор Волончунас, главное сейчас – предусмотреть в городском бюджете достаточные средства для совместного с областным и федеральным бюджетами финансирования программ подготовки к 1000-летию и юбилейных объектов. Это строительство перинатального центра, работы по берегоукреплению и реконструкции Волжской набережной, реконструкция больницы имени Соловьёва и стадиона «Шинник», строительство концертного зала, наконец, ремонт городских дорог...
– На дороги мы выделяем 620 миллионов. Это 20 процентов от стоимости работ. Остальные два миллиарда выделяет бюджет Федерации, – рассказал мэр. – Разве можно упускать такой выгодный для города шанс? Для того, чтобы все юбилейные планы осуществились, мы готовы даже несколько увеличить долги бюджета, тем более, что сумма долга для нас не будет критической.