Понятно, что простого и ясного ответа на этот вопрос не существует, хотя бы потому, что кризисов, подобных нынешнему, ни Запад, ни наша страна ещё не переживали. И хотя ярославцы в большинстве своём помнят дефолт 1998 года, пока это всё-таки был кризис в отдельно взятой стране. Нынче ситуация другая. Мы живём в глобальном мире и не за железным занавесом. Сейчас от властей все ждут решительных действий по минимизации последствий кризиса. Пока, как уверяют региональные власти, ситуация находится под контролем.
Директор городского центра занятости населения Ольга Лазаускайте её также драматизировать не склонна:
– На сегодняшний день мы располагаем информацией о предстоящих массовых сокращениях на шинном заводе. Мы получили её 17 октября. Напомню, по существующему закону, если какая-либо компания в массовом порядке решает сократить сотрудников, она обязана проинформировать об этом за три месяца до начала высвобождения работников не только нас, но и органы исполнительной власти города и области, а также поставить в известность профсоюзную организацию. Следовательно, мы ожидаем наплыва шинников сразу же после новогодних праздников. Кстати, в сентябре 270 работников сократила ТГК-2, однако тогда к нам на учёт встали лишь 80. Похоже, остальные нашли места, где применить свои силы.
В настоящий момент в нашей базе данных десять тысяч вакансий, средняя стоимость одной – 9800 рублей. По-прежнему востребованы квалифицированные рабочие, нужны специалисты на предприятия жилищно-коммунального сектора, в бюджетные учреждения, на заводы и в строительные организации.
Сегодня сотрудники большинства кадровых агентств отмечают: количество вакансий банковских менеджеров, экономистов, аудиторов уменьшилось на порядок. Впрочем, и «технари» стали тоже пользоваться меньшим спросом. В первую очередь начали пропадать вакансии инженеров-строителей.
На минувшей неделе в Ярославле заговорили о том, что наши предприятия – ЯМЗ, ЯЗДА – будут также сокращать своих работников. Мол, кризис потребления добрался и до ведущих автостроительных гигантов страны, которым традиционно продают свою продукцию наши машиностроители. Автозаводы уже не в состоянии покупать её в прежних объёмах, она оседает на складах. Следовательно, дизелестроителям часть производств придётся либо закрыть, либо на время законсервировать.
Эту информацию частично подтвердила председатель профсоюзной организации ОАО «Автодизель» Елена Жукова: «Сегодня основные подразделения предприятия работают в режиме сокращённой недели. Ожидается, что в последних числах октября завод на три дня приостановит работу. Однако это временная мера». Схожая ситуация и на заводе дизельной аппаратуры, правда, там вынужденные каникулы решено продлить чуть дольше. Что же касается слухов о массовых сокращениях, о задолженности по выплате заработной платы, то их руководство предприятий не подтверждает.
Впрочем, многие рабочие не склонны верить в светлое будущее своих предприятий. Анатолий Борисов, токарь с 28-летним стажем, сказал, что уже подыскивает себе новое место работы. У него шестой разряд и хорошие рекомендации. И хотя ему предлагают варианты, которые его не во всём устраивают, он склоняется к тому, что стабильный заработок стоит того, чтобы чем-то пожертвовать. Точно так же рассуждает слесарь Сергей Спряев. У Сергея высокий разряд и золотые руки, а потому он не особо озабочен своим будущим: «Я умею делать всё. Только платите мне достойно, а когда завод по четыре дня в неделю работает, а я получаю две трети тарифа – это не дело».
Региональные власти в минувшую пятницу пытались разрулить ситуацию с попавшими под волну кризисного шторма заводами. Губернатор области Сергей Вахруков встретился с генеральным директором ОАО «Русские Машины» Валерием Лукиным, председателем правления «Группы ГАЗ» Сергеем Занозиным и директором дивизиона «Силовые агрегаты» Игорем Кульганом. Судя по всему, разговор был непростым. Его подробности ни пресс-служба областного правительства, ни руководство предприятий не разглашают. Отмечается лишь тот факт, что работа по реализации «Группой ГАЗ» на территории области инвестиционного проекта по строительству двигателей 530-й серии будет продолжена. Руководство региона также заявило о намерении «оказывать дизелестроительным предприятиям и работающим на них людям своевременную поддержку».
Губернатор области Сергей Вахруков, комментируя последние события, связанные с финансовым кризисом, отметил, что «региональные власти не всегда имеют возможность повлиять на ситуацию. Сегодня деньги пока идут лишь на поддержку банковского сектора. Это, безусловно, необходимо, но надо также сделать всё, чтобы финансовые средства начали поступать в реальный сектор экономики. Ярославская область – промышленный регион, и для нас очень важно, чтобы люди продолжали работать, получать зарплату». Сергей Вахруков особо подчеркнул, что «мониторинг ситуации ведётся им ежедневно и он в курсе всех происходящих в регионе событий».