Пожалуй, самым важным событием этого периода стало принятие «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Этот документ был подписан 17 июня 2008 года. «Стратегия» – не просто демонстрация намерений компании «РЖД» улучшить свою работу, это продуманный долгосрочный план, который уже начал реализовываться. В соответствии с ним в стране появятся ещё более 20 тысяч километров новых железных дорог. Будет развиваться скоростное движение пассажирских поездов – к 2030 году на 1528 км железных дорог скорость движения будет составлять 350 км/ч. Другая сторона будущих изменений – масштабное обновление парка локомотивов и вагонов. Планируется закупить более 23 тыс. локомотивов, более 900 тыс. грузовых вагонов и около 29,5 тыс. пассажирских вагонов.
ДЛЯ ПАССАЖИРА
ОАО «РЖД» расширяет спектр услуг, предоставляемых пассажирам, улучшает качество обслуживания. Пассажиры всех поездов дальнего следования ОАО «РЖД» могут выбрать билет в мужское, женское или смешанное купе, а также купить билет через Интернет, оплатив его по банковской карте. Одна из приоритетных задач ОАО «РЖД» – организация в России скоростных и высокоскоростных железных дорог со скоростью движения поездов до 250-300 км/час. В настоящий момент разрабатываются два маршрута: Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Хельсинки. В качестве последующих перспективных направлений рассматриваются Москва – Сочи, Москва – Нижний Новгород, Москва – Самара, Москва – Екатеринбург, а также скоростное сообщение между городами-миллионниками: Омском и Новосибирском, Новосибирском и Красноярском и т.д. На развитие вокзальных комплексов ОАО «РЖД» планирует направить до 2015 года 30 млрд. рублей.
ГРУЗОВОЙ КОМПЛЕКС
5 декабря 2003 года сдан в эксплуатацию Северо-Муйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали. Ввод тоннеля завершил историю строительства БАМа. Россия получила мощную транспортную артерию с пропускной способностью 15-20 млн. тонн грузов в год, которая в поможет разгрузить Транссиб, и второй выход к портам Тихого океана.
Организовано курсирование контейнерных поездов, которые следуют по специально разработанному ускоренному графику и с упрощённым таможенным оформлением.
26 июля 2007 года создано ОАО «Первая Грузовая Компания». Целями создания ОАО «Первая Грузовая Компания» являются обновление подвижного состава, укрепление рыночных позиций РЖД, возможность привлечения финансовых ресурсов с рынка акционерного капитала для решения актуальных инвестиционных задач. «Первая Грузовая Компания» получила 200 тыс. вагонов, в основном специализированных (цистерны, цементовозы, минераловозы, дозаторы, 75 тыс. универсальных полувагонов).
За прошедший период созданы и успешно работают на рынке железнодорожных грузовых перевозок дочерние предприятия ОАО «РЖД» – «Русская тройка», «ТрансКонтейнер», РейлТрансАвто, Рефсервис.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
За последнее время компания подписала несколько контрактов с отечественными производителями на разработку и производство подвижного состава. ЗАО «Трансмашхолдинг» поставит на ОАО «РЖД» до 2015 года 806 локомотивов четырёх принципиально новых модификаций, способных конкурировать с зарубежными аналогами по качеству и цене. Подписаны контракты на производство и поставку в 2007-2009 гг 212 единиц новых магистральных электровозов. ОАО «РЖД» и ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» подписали трёхлетний контракт на поставку до 2010 года 40 тысяч грузовых вагонов стоимостью 68 млрд. рублей.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В 2006 году ОАО «РЖД» стало полноправным членом Международного Союза железных дорог. Компания победила в тендере на концессионное управление Армянской железной дорогой и в тендере по проекту «Модернизация и строительство транспортного железнодорожного узла Алжир». ОАО «РЖД» подписан контракт на строительство железнодорожного участка Сирт – Бенгази в Ливии (протяжённость 554 км, стоимость около 2,2 млрд. евро) и контракт с Иранскими железными дорогами на электрификацию железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр.