Чтобы оценить ситуацию, сложившуюся на хлебных полях, мы отправились в СПК «Племзавод «Горшиха» Ярославского района. День выдался пасмурный, моросил мелкий дождик.
– К двадцатым числам сентября зерновые мы уже должны были убрать, а сжато лишь две трети, – рассказал главный агроном Николай Горбунов. – Погода нас здорово подвела. Лето холодное, растянулся период созревания, да о чём говорить, если первый ячмень только недавно «подошёл». Сейчас начали жать, а время упущено. В августе можно было рано в поле выезжать, до позднего вечера убирать. А сейчас рабочие дни сокращаем не по своей воле. Техника выходит в поле в десять, одиннадцать утра, а если накануне был ливень, то и в два часа дня. Ждём, пока роса высохнет, а вечером уже к семи туман на поля начинает садиться, тоже о нормальной уборке думать нечего. Мы могли с этого участка получить как минимум тридцать центнеров с гектара – 210 тонн лучшего овса. А в результате остались с силосом, при этом с гектара имеем зелёной массы с зерном по шестнадцать тонн. Вот такие потери.
В этом году зерновая группа в хозяйстве – 520 гектаров. По словам Николая Алексеевича, в среднем планировалось получить с каждого гектара как минимум 25 центнеров, а то и больше, ведь сил и средств в посевную вложено немало. Однако затянувшаяся жатва рушит все расчёты. Уже через неделю вряд ли можно будет ждать урожайности больше пятнадцати центнеров с гектара.
Поле, к которому мы подъехали с агрономом, было убрано наполовину, а на его краю стояли два зерновых комбайна. Как объяснили механизаторы, одна из машин сломалась, так как сырое зерно налипло и помешало нормальной работе техники. А поскольку дождь не прекращался и второй комбайн могла постичь та же участь, было принято решение остановить работу.
– Вот и получается, что сегодня в десять утра механизаторы выехали в поле, а к двум уже приходится «сворачиваться». Этот день фактически потерян. А ведь в целом в хозяйстве сжато всего чуть более шестидесяти процентов, – сокрушается агроном, – и с каждым днём задержки потери будут всё больше.
ВЫИГРАЛИ ТЕ, КТО ВЛОЖИЛСЯ В ТЕХНИКУ
Сводные данные уборочной в Ярославской области неутешительные. Даже районы-передовики на пятнадцатое сентября этого года не смогли превысить восьмидесятипроцентную планку. К примеру, в лидирующем Ярославском районе было убрано 74 процента зерновых, в Некрасовском и Рыбинском – около пятидесяти восьми, в Гаврилов-Ямском и Даниловском – 57 и 55 соответственно. Совсем печально обстояли дела в Большесельском и Пошехонском районах, где выпало максимальное количество осадков и показатели – 26 и 23 процента.
А ведь, по всем прогнозам, урожай этого года ждали впечатляющий, не менее 38 центнеров с гектара. Однако по объективным причинам сдвинуты уборочные сроки, появились значительные потери, и в результате урожайность в среднем – 23 центнера с гектара.
Некоторые хозяйства нашего региона в эту уборочную всё-таки сумели большую часть урожая у дождей и ветров отбить. В частности, крупные сельхозпредприятия Ярославского района СПК «Родина», ЗАО «Пахма», в Любимском районе ЗАО «Красный Октябрь», в Переславском – учхоз «Дружба». С современной сельхозтехникой они успели использовать погожие дни и минимизировать потери. Над остальными в прямом и переносном смысле нависли тучи.
ЧЕМ ЛУЧШЕ, ТЕМ ХУЖЕ
Однако только ли погодные условия виноваты в срыве уборочной страды, есть и другие, пожалуй, главные причины. Оставим в стороне затраты на посевную и дикий рост цен на горюче-смазочные материалы. Об этом сейчас не говорит разве что немой. Остановимся на технике и людях, без которых уборочная также обречена на провал.
Как оказалось, в «Горшихе» да и в большинстве хозяйств, за редким исключением, проблемы с техническим оснащением и кадровым голодом остаются едва ли не основными.
– Для нас складывается парадоксальная ситуация – чем лучше урожай, тем хуже, – говорит Николай Горбунов. – Имеем хороший урожай и сами же в нём «захлёбываемся», не можем вовремя всё убрать, сил не хватает, да и погода против нас. И это не только в нашем, но и во многих хозяйствах. Вопросов остаётся больше, чем ответов. Наша материально-техническая база, количество людей не соответствуют тем задачам, которые мы должны выполнить. Сравните: десять лет назад у нас было 34 механизатора, а осталось 12. Во время уборочной сейчас на поля выезжают не только механизаторы, засучив рукава помогают им и специалисты сельхозпредприятия. Остро стоит и проблема с техникой. В нашем хозяйстве только два зерноуборочных комбайна, один работает пятый сезон, другой купили в 1994 году. Последний около 50 процентов времени стоит на ремонте. Выходит несложная арифметика. Из 520 гектаров зерновой группы в этом году семьдесят убрано не по назначению – на силос. Осталось 450 гектаров. Из них на один комбайн приходится примерно 300, а на другой – 150 гектаров. А в идеале одна машина должна обрабатывать не более 160 гектаров. Мы «убиваем» технику, но выбора у нас нет.
Не секрет, что, несмотря на пристальное внимание властей всех уровней к проблемам села, этих самых проблем не становится меньше. В частности, во многих хозяйствах техника устаревает морально и физически, а возможности купить новую у селян нет. Но ведь без современного оборудования ожидание реального развития и становления по меньшей мере – маниловщина.
Не понаслышке это знакомо специалистам «Горшихи». Недавно здесь приобрели новый финский однорядный картофелеуборочный комбайн. По словам Николая Горбунова, такого горшихинские поля ещё не видели. Старая советская техника и половину созревшего картофеля не убирала. Обрабатывала местные просторы очень медленно, с огромными потерями и минимальной урожайностью – 109 центнеров с гектара. Новая финская машина позволила крестьянам забыть, что такое потери, и получить в этом году с гектара 300 центнеров.
Хотелось бы верить, что приобретение подобной техники – начало становления сельскохозяйственных предприятий региона. Но всё по-прежнему упирается в финансирование отрасли. Перевооружиться и привлечь кадры могут лишь немногие хозяйства, рискнувшие включиться в национальные проекты, взявшие выгодные кредиты. И пока на ярославских полях только они преодолевают капризы погоды.