Для начала выкупили два склада и арендовали подъездные железнодорожные пути в посёлке Ченцы, на территории базы ОАО «Металлоторг». В разразившемся позже конфликте очень важен один даже не экономический, а лингвистический, языковой момент. Одна организация имеет в названии корень «строй», а другая – «торг». И эта разница, как видно, определяет стиль работы и поведения...
Организованный Левитиным «ЯрДорИнвест», впоследствии – «ЖелДорСтрой», быстро развивался и достиг весьма впечатляющих успехов. Предприятие занимается одним из самых почётных и престижных видов деятельности – техниче-ской модернизацией. По проектам специализированного Санкт-Петербургского НВЦ «Вагоны» наши ярославские мастера превращают старьё на четырёх колёсах в технику, достойную XXI века. В цеха «ЖелДорСтроя» (те самые бывшие склады) заходят одновременно по 16 железнодорожных вагонов-платформ.
За время работы предприятия уже около 2,5 тысячи платформ покинули эти цеха преображёнными. Череповецкие металлурги заказывают ярославцам не только специальные вагоны для перевозки рулонной стали, но и сложные конструкции, которые и вагонами называть как-то невежливо. Эти модернизированные «сверхвагоны» предназначены для перевозки слябов – докрасна раскалённых болванок, с пылу с жару, из литейных цехов. А ещё «ЖелДорСтрой» превращает обычные платформы в вагоны-лесовозы. Одна модель идеально подходит для транспортировки «кругляка», другие – для бруса, досок, щепы. Объёмы железнодорожных перевозок растут, заказы в Ярославль поступают один за одним, и не только от ОАО «Российские железные дороги». Даже известные своей редкостной придирчивостью, строжайшими требованиями к качеству каждого винтика финны – и те стали постоянными заказчиками ярославского предприятия.
На сегодняшний день во всей Европейской части России лишь три предприятия в состоянии работать на уровне ярославского «ЖелДорСтроя» – выполнять такие работы, в такие сроки и на таком уровне качества. В Ярославской области подобное предприятие единственное. Но бизнесмен Левитин уехал в Москву. А созданное им производство осталось.
13 апреля 2005 года руководство «ЖелДорСтроя» совершило абсолютно логичную коммерческую сделку – приобрело бывшие склады, а ныне – цеха в собственность. Но логика развития, правильность которой подтвердил бы любой учебник по менеджменту, не предусматривает несоблюдения законов. Теория маркетинга рассчитана на менеджера, работающего с честными партнёрами.
А в данном случае партнёры, то есть ООО «Металлоторг», на земле которого стоят цеха «ЖелДорСтроя», повели себя вовсе не по-менеджерски. Действия владельцев земли (доставшейся им при приватизации, не к ночи будь помянута) достойны анализа скорее в учебниках по военному делу – в разделе «Как бить, душить, уничтожать врага». ОАО «Металлоторг» таким врагом назначило «ЖелДорСтрой».
С новых хозяев складов – цехов владельцы базы продолжали исправно взимать арендную плату за пользование подъездными железнодорожными путями. 55800 рублей в месяц – вполне человеческая цена за пользование километром «с хвостиком» железнодорожных путей. Так и работали – «торг» потихонечку торговал, «строй» – строил.
ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА
В октябре 2007 года на подъездных путях базы «Металлоторга» сошли с рельс три вагона. Протокол совещания, срочно собранного для обсуждения этого ЧП, за подписью начальника станции Тенино гласит: «Причиной схода явилось нарушение требований инструкции... составителем поездов ОАО «Металлоторг». «Виновным считать ОАО «Металлоторг», «Материальный ущерб взыскать с ОАО «Металлоторг»...
В этом столь неприятном совещании принимал участие и генеральный директор «Металлоторга» Вячеслав Спицын. Головная боль – врагу не пожелаешь: 25 – 30 метров повреждённого пути, сломанный стрелочный перевод, опрокинутые платформы Норского керамического завода... По нынешним ценам ремонт «стрелки» – это около 500 тысяч рублей, километр путей – около 10 миллионов. Директор «ЖелДорСтроя» по производству Николай Дахин, как добрый сосед и мирный партнёр решил вмешаться – пути-то нужны всем. Он предложил Вячеславу Спицыну: «Хочешь, восстановлю пути? У меня неплохие связи среди ремонтников – договорюсь. Разумеется, потом ты расплатишься». Директор «Металлоторга» хотел. Через пять дней по восстановленным путям пошли тепловозы, а Дахин стал ждать, когда же ему компенсируют затраты. Напомнил раз, поинтересовался второй – никакой реакции. Ремонт обошёлся в 800 тысяч – это из прибыли «ЖелДорСтроя»... Дахин прямо спросил у Спицына – когда можно получить деньги? И услышал в ответ такие слова: «Понимаешь, Джамбул не хочет...»
Джамбул Аликович Буджиашвили, главный акционер «Металлоторга», не просто не хотел платить. Он считал, что его хотят ограбить!
30 ноября 2007 года машинисты «Металлоторга» перекрыли выход из депо желдорстроевскому тепловозу. На тревожный призыв машиниста «ЖелДорСтроя» вышел Николай Дахин. Однако рабочие из «Металлоторга» совершенно не реагировали на появление чужого начальника. Когда Дахин стал звонить их собственному директору, это тоже не впечатлило. Г-н Спицын ни на звонок о безобразной сцене, ни на письменную претензию по этому случаю никак не отреагировал. Впрочем, его можно понять. Официально он – директор, но... политику настоящего руководителя тоже понимать надо!
А политика заключалась, наверное, в том, по мнению Николая Дахина, что пора приструнить арендатора путей. Что и доказал не кто-нибудь, а сам Джамбул Аликович 16 января 2008 года, вступив с Николаем Дахиным в прямой конфликт.
АЗБУКА РАЗОРЕНИЯ
Но перед тем, как взяться за выяснение отношений, на «ЖелДорСтрой» попытались воздействовать цивилизованными методами, то есть применили экономические санкции.
Для начала в декабре 2007 года «Металлоторг» уведомил, что отныне собирается взимать за аренду подъездного пути не 55 тысяч, а 300.
Повышение «аренды» сразу в 5,5 раза – это сильный ход. Но и он был только прелюдией.
Затем «Металлоторг» заявил, что вообще не желает больше сдавать в аренду ничего и, вопреки ранее подписанным договорам, 27 декабря «ЖелДорстрою» отключили электричество. 16 января – отопление. Через несколько дней была закрыта площадка металлолома (её «аренда» выросла мгновенно с 70 до 240 тысяч). «Припёртые к стене» желдорстроевцы решили бороться – купили дизельную электростанцию и поставили в цехах обогреватели.
В феврале ворота на железнодорожных путях по приказу владельцев базы были закрыты. В результате «ЖелДорстрой» задержал выполнение заказа ОАО «РЖД» и понёс почти на 6 миллионов прямых убытков.
В марте «Металлоторг», виновный в аварии на путях, отказался оплатить «ЖедДорСтрою» ликвидацию последствий, стоившую 800 тысяч рублей.
В мае железнодорожный путь просто разобрали, якобы для замены шпал. В июне охране базы был отдан приказ: «Не пропускать автомобили, принадлежащие «ЖелДорСтрою».
В общей сложности с января по август 2008 года созданное Игорем Левитиным предприятие «ЖелДорСтрой» понесло 17 миллионов 560 тысяч рублей убытков.
Восемь месяцев «тяжёлых боёв» не обошлись и без «потерь личного состава» – сейчас на доведённом до края пропасти предприятии из 80 работников остались 10.
А контракт, заключённый с эстонской фирмой «OU KOVITON», «повис в воздухе». Эстонцы уже внесли предоплату, 15 платформ, переоборудованных под перевозку щепы, пора отправлять к заказчику... Но платформы – не вертолёты, через разобранные рельсы и запертые ворота им не пройти. На языке современного права это называется «срыв международного контракта и подрыв репутации Российской Федерации на международном рынке». Вот какие возможности у простого российского предпринимателя Джамбула Буджиашвили!
ЗАКОН СУРОВ,НО КТО НА РЫНКЕ ХОЗЯИН?
Было бы странным, если бы подвергшееся травле предприятие ограничилось покупкой дизель-электростанции и возведением молящих очей к небесам. Мы всё-таки живём в государстве, которое пытается стать правовым, то есть жить по закону.
Руководство «ЖелДорСтроя» обращалось в Федеральную антимонопольную службу, в прокуратуру, в профильные департаменты правительства области, к главному федеральному инспектору по Ярославской области...
И ведомства реагировали! Департамент решил, что «Металлоторг» должен предоставить расчёты, обосновывающие повышение платы за электричество, площадки, пути. Никаких расчётов чиновники не получили.
Прокуратура вежливо ответила, что землёй «Металлоторг» владеет по закону, а по поводу «конфликта» (напомним – отключение отопления с применением силовых методов) разбирается Ярославский РОВД.
Он обязательно разберётся и поступит по закону. Когда-нибудь. То, что каждый день «экономической войны» приносит убытки и приближает крах «ЖелДорСтроя», прокуратуру как-то не озаботило, ведь это из области реальной жизни, а не российского законодательства...
Антимонопольная служба работала резче и бескомпромисснее. Решение этого уважаемого контролирующего органа от 30 июня 2008 года – как гром среди ясного неба. В нём сказано, что действия ОАО «Металлоторг» – нарушение федерального закона № 135 «О защите конкуренции». Все действия – отключение электричества и тепла, отказ от подписания договоров, требование не подтверждённой расчётами платы за аренду пути – всё это незаконно. В официальном предписании «Металлоторгу» велели не препятствовать работе соседей, заключить договора и сообщить о выполнении до 31 июля. На дворе – сентябрь. Со стороны «Металлоторга» реакция нулевая. Можно, конечно, попробовать судиться, подождать, пока арбитражный суд разберётся... Вот только станут ли ждать решения суда эстонские (и другие) партнёры?
Генеральный директор Вячеслав Спицын от комментариев конфликта отказался, предложив обратиться в правоохранительные службы. Их ответы мы уже цитировали. А дальше что? Глас вопиющего в пустыне?
«Я обратился к вам, потому что пресса – великая сила. Я очень надеюсь, что нас услышат в правительстве области, в правоохранительных органах», – сказал Николай Дахин. Нам тоже хочется в это верить.