ЧТО МЫ ПОДПИСАЛИ?
От имени правительства соглашение подписал заместитель губернатора Василий Данилов. От сетевиков – руководители и представители ООО «Ярославские магазины», ООО «Лотос-М» и ООО «SPAR-Ярославль». И это только начало. На днях будут подписаны аналогичные соглашения со всеми остальными торговцами-сетевиками, работающими на территории Ярославской области. Включая те сети, головные офисы которых находятся за границами Российской Федерации. Следующим этапом реализации соглашений станет серия совещаний руководства сетевых магазинов и директоров предприятий АПК, разумеется, с участием правительственных чиновников в роли третейских судей.
– А почему представители торговых сетей молчат? Может быть, они прокомментируют выгоды, которые надеются получить после подписания этого соглашения? – спросила после окончания церемонии наивная журналистка.
– Они пытаются усвоить и понять – что же они всё-таки пописали, – пошутил заместитель губернатора.
Что ж, в каждой шутке есть доля шутки. Отвечая на вопросы журналистов, Василий Данилов пояснил, что сейчас рано говорить о том, насколько больше налогов в областную казну перечислят сетевики, подписавшие соглашение, – точных цифр пока нет. Однако уже понятно, что денег торговцам придётся платить больше в десятки, а не исключено, что и в сотни (!) раз.
ИЗ ЖИЗНИ КИТОВ
В конце июля, когда подписанное 1 сентября соглашение было лишь обещано, «Северный край» уже анализировал проблему супермаркетов. Вкратце её суть такова. Богатые инвесторы строят в Ярославле дорогущие торговые центры (например, строительство «Real» стоило около 18 миллионов евро). Магазины-гиганты (да ещё и при поддержке «тяжёлой артиллерии» из Москвы, а то и из Лондона или Нью-Йорка) формируют рынок как пожелают. Маленькие местные магазинчики, не выдержав конкуренции с китами торговли, закрываются.
А сами «киты» берут входные бонусы за размещение товара на своих полках. Местные производители молока, мяса, хлеба не в состоянии эти бонусы платить, в большие магазины им продукцию теперь не сбыть. А маленьких торговых точек уже нет! Таким образом, местная пищевая промышленность разоряется, а мы едим привезённую «синтетическую» еду. Конкуренции – ноль целых ноль десятых. Супермаркеты – хозяева рынка, могут себе позволить и обманывать покупателя, и продавать несвежий товар.
Большинство сетевых магазинов зарегистрировано в Москве или за границей, и поэтому платят в областной бюджет сущие гроши. Заметим, получая громадные прибыли. Так, один из супермаркетов при торговом обороте в 170 миллионов платил совокупный налог – 4 миллиона.
Сегодня в Ярославской области работают тридцать торговых сетей (180 магазинов). В них ярославцы делают 16 процентов всех покупок. Четверть продуктов на столах жителей нашей области – из супермаркетов: «Магнита», «Копейки», «Лотоса-М», «Ярославских магазинов» и т. д. И вся эта громада не может договориться с нашими производителями и кормит нас красиво упакованной «мёртвой едой». Это сказано не ради красного журналистского словца. Слова про «мёртвую еду», есть которую «не полезно», принадлежат заместителю губернатора Василию Данилову.
БИТВА У ПОЛОК
Что же мешает успешному хозяйству «Сорок лет без урожая» энского уезда Ярославской области выставить свой сыр (хлеб, молоко) на полки супер-мега-гипер маркета «Колбасный рай интернешнл»?
Во-первых, сетевики берут плату за первое появление нового товара (вход в сеть). Во-вторых, за место на полке. В-третьих, за каждое новое наименование продукции. Ну и кому это по карману?
Кроме того, торговцы навязывают поставщикам невыгодные условия оплаты, например, платят хлебозаводу за хлеб через месяц после его реализации. А в некоторых сетях вообще есть ассортиментный формат (дискаунтер), матрица, за пределы которой выходить запрещено, и ростовские сосиски в этой разработанной за океаном матрице отнюдь не предусмотрены…
Сетевики не желают брать товар «нераскрученных» марок, будь он хоть трижды качественным. Местные товары качественны не всегда, а уж о рекламе, о штрих-кодах, о евроупаковке, о промо-акциях многие честные труженики Ярославской области (и директора предприятий – тоже) вообще только по телевизору когда-то слышали…
Тупик? В таких условиях договориться невозможно? Правительство области рассудило иначе.
А ЭТО СЛОВО МЫ ЗАБУДЕМ…
Сентябрьское соглашение очень обременительно для сетевиков. Торговые сети обязались в ближайшее время открыть в Ярославской области резидентуры, то есть представительства, местные офисы. Это означает, что им придётся платить в десятки раз больше налогов.
Но самое невероятное: сетевики торжественно отказались от взимания входных бонусов. Это решение далось, по всей видимости, очень болезненно. В ответ на прямой вопрос «Сколько вы на этом теряете?» ответа просто не последовало.
– Кто же вам скажет, каковы суммы ранее взимавшихся входных бонусов? – искренне удивился представитель «Лотоса-М». – Впрочем… При работе с Ярославским молокозаводом бонусы уже были учтены в цене товара и повысили её на 2 – 5 процентов.
Такое «объяснение» выглядело настолько по-детски, что на помощь растерявшимся торговцам пришли уже сами чиновники. Василий Данилов пояснил, что взимание бонусов за то, что продукцию вообще покупать изволят, – общемировая практика.
– За то, чтобы авиакомпании покупали их самолёты, корпорация «Боинг» платит миллионы долларов, это нормально, – сказал заместитель губернатора. – Однако в российской практике искажаются общепринятые приёмы рыночных отношений. В Москве и Санкт-Петербурге платят за каждый сантиметр места на полках, за то, что в первом или во втором ряду выставлен твой товар, за то, что твой фильм покажут в центральном кинотеатре, а не на окраине… Но у нас бонусы часто взимаются «чёрным налом», деньги оседают в карманах чиновников и менеджеров. Если бы бонусы проходили через бухгалтерию и шли на развитие… Пока этого не происходит. Поэтому я думаю, что с нового года мы в Ярославской области слово «бонус» забудем.
– Да, но когда-нибудь, когда взаимоотношения производителей и торговли наладятся и появится настоящая конкуренция, – горячо заговорил директор одной из сетей, – производители продукции сами поймут, что бонусы нужны. И сами, добровольно, начнут их предлагать!
Чиновники промолчали. Все остальные усмехнулись и подумали: «Ну-ну».
ЭКЗАМЕН ДЛЯ КОРМИЛЬЦА
Говоря о производителях ярославской еды – о колхозах, фермерах, молоко- и хлебозаводах, Василий Данилов назвал их «наши родные».
Но на этом комплименты закончились и начались преду-преждения.
Основная интрига ситуации в том, чтобы не получилось, как в Липецке. Там областное правительство жёстко потребовало от сетевиков: 100 процентов яблок на прилавках супермаркетов должны быть липецкими! Магазины согласились. И тут выяснилось, что садоводы традиционно яблочного липецкого края способны поставлять свою краснобокую продукцию только в сезон. А полгода на прилавках не будет вообще никаких яблок – импорт запрещён, а местных – нет!
Примерно так же поступают наши молокозаводы. Летом они стремятся сдать молоко москвичам – те предлагают гораздо большую цену, чем местные скупщики. Потом это же самое ярославское молоко привезут в Ярославль с московских комбинатов. Оно будет напичкано консервантами, и покупать его придётся втридорога. А в остальные три времени года Москва молоко не берёт и «молочники» поднимают крик – купите!!! В обязательном порядке!!! Но местные сетевики не могут позволить себе такую «пунктирную торговлю» – они теряют прибыли и – что хуже того – репутацию у покупателя. Если уж договорились на год – давайте на год, вовремя, без перебоев, в привлекательной упаковке.
Многие ли наши селяне смогут поставлять продукцию по современным (весьма высоким) рыночным стандартам? Вопрос остаётся открытым и будет обсуждаться в ближайшее время на целой серии совещаний. Василий Данилов сказал, что раз уж торговцы и производители сами не сумели договориться, то правительство области станет той площадкой, на которой они смогут это сделать.
А пока «рынок по-русски» гримасничает так, что и странно, и страшно. Директор «Лотоса-М» вполне справедливо жаловался:
– Пусть мне объяснят, как получается, что даниловский сыр на оптовой базе в Москве стоит дешевле, чем на Даниловском сырзаводе?
Ответить на такой вопрос сыроделам будет и впрямь непросто, даже при наличии соглашений, ограничивающих произвол богачей-сетевиков, даже на организованном правительством совещании…
Одним словом, наступило время экзаменов – и для торговцев, и для производителей. Бесплатный сыр закончился. Пора работать.