А между тем всё новое, как известно, – это хорошо забытое старое. Не стоит уповать на западных светил, суперэкспертов и аналитиков, что советуют некоторые олигархи и чиновники, достаточно с умом оценить опыт предшественников и всего лишь оглянуться по сторонам. Я имею в виду советскую практику по созданию мощных центров под конкретные высокотехнологичные программы – космическую, атомную, ракетную, авиационную или ведение крупномасштабных строек на территориях, равных нескольким европейским государствам.
Современный мировой опыт позволяет ответить на многие вопросы и избежать собственных ошибок при достижении поставленной цели – превратить на сегодняшний день сырьевую державу в одного из мировых лидеров хай-тека. Если мы действительно ставим такую цель, то надо отдавать себе отчёт, что это поход на 30 – 50 лет, причём в условиях острой, нарастающей конкуренции и жёстких правил игры.
Убеждён, что нужен в первую очередь своего рода «апгрейд», то есть модернизация нашего собственного российского опыта с учётом современных рыночных механизмов, а также анализ или даже калькирование удачных современных мировых наработок, того, как достигаются желаемые результаты нашими конкурентами.
Существующие национальные проекты, бесспорно, помогут завести механизм исторических преобразований в России, но чтобы инновационный путь развития становился ощутимым, реальным, необратимым, необходима их дальнейшая кристаллизация. Постепенное улучшение жилищных условий, здравоохранения, образования, появление по всей стране нормальных дорог – всё это здорово, но воспитать самоуважение нации, подтолкнуть её интеллектуальный потенциал на решение сложных государственных задач может только объединение вокруг перспективных, новаторских, сложных проектов.
Примеры могут быть разными, но я остановлюсь на программе создания самолёта Сухой Супер Джет-100 с новым двигателем SaM146, реализация которой главным образом сконцентрирована в двух субъектах Федерации – Ярославской области и Хабаровском крае.
В чём я вижу дальнейшее развитие нацпроектов? В их концентрации, приоритетной адресной направленности в города и регионы, где успешно реализуются высокотехнологичные проекты, которые в итоге и будут определять статус нашей страны в международном сообществе. Нужно в рамках существующих нацпроектов дать туда дополнительные деньги, причём не жалеть средств – они ведь не на проект даются, а на адекватное проекту масштабное развитие субъекта Федерации. Причём это будет приносить квазиэффект: мы вкладываем деньги в субъект Федерации, они стыкуются с деньгами нацпроектов, стыкуются с деньгами проекта как такового и усиливаются многократно.
Надо с полной ответственностью понимать, что новый российский региональный самолёт SSJ создаётся в очень острой конкурентной борьбе, стартовые условия проекта изменились на сегодня кардинально. На самолёт той же размерности сделали ставку сверхдержавы. Для Китая это основной гражданский самолёт сегодня, уже реально действующий АRJ, на который устанавливают двигатель компании «Дженерал Электрик» – мирового лидера двигателестроения. На этот же проект, что подтверждает правильный маркетинговый расчёт, предвидение «Сухого», сделала ставку и вторая сверхдержава – Япония, которая сегодня в чистом виде не является игроком мирового авиапрома, как Европа или Америка.
Но если возьмём историю – у них уже были бестселлеры военной авиации, всё прервалось после Второй мировой войны, к тому же сейчас Япония обладает массой самых передовых технологий, которые они, бесспорно, привнесут в реализацию своего авиапроекта. То есть сегодня Япония, понимая всю привлекательность данного рынка, вновь вступает в авиационную гонку. И для них региональный самолёт – это start-up в области гражданской авиационной техники. Естественно, это вызов, и если они начали это делать, то в традициях самураев будут биться за это до конца.
Поэтому России нужно всеми силами, с максимальной концентрацией отстаивать свои позиции, отвечать этим вызовам. А основное конкурентное преимущество – это люди, это условия, в которых они живут там, где реализуется программа, в городах Комсомольск-на-Амуре и Рыбинск. Причём в проекте задействованы десятки тысяч людей. И я как бывший руководитель субъекта Федерации отдаю отчёт, насколько для региона это важно. В данном случае все силы и средства должны быть положены в один котёл – для создания другого качества жизни данных территорий.
Мы должны очень чётко понимать, что любой несырьевой проект требует для его участников создания среды проживания просто европейского уровня. И это минимум. Тем более международный проект в области высоких технологий. Если где-то поставить трубу и начать качать сырьё, то всё обеспечишь вахтовым способом и не будет никаких инфраструктурных вопросов.
Теперь давайте посмотрим, где делаются региональные самолёты-конкуренты. Бразильский Эмбраер в Сан-Паулу – это мегаполис с населением в 12 млн. Китайский ARJ в Шанхае, мировом супермегаполисе с 20-миллионным населением. Хиросима, где расположена сборка самолёта компании «Мицубиси», крупнейший технологический центр Японии.
И наше государство, уже вложив в этот проект, в эти города деньги, обязательно должно идти по пути создания в России подобных технологических центров в рамках нацпроектов, перераспределяя ресурсы, концентрируя их. И мы должны дать людям, которые здесь живут и работают, и приезжающим сюда иностранным специалистам – проект имеет серьёзный уровень международной кооперации – нормальные условия, чтобы им было приятно сюда приезжать, жить, работать, вкладывать свои силы в проект.
Для этого очень много нужно. Нужна инфраструктура, начиная с дорог, нужны комфортные жилые дома, детские сады, современные больницы, профессионально-технические центры, которые будут служить не только этому проекту, но и всем жителям субъектов Федерации – Хабаровского края и Ярославской области. Эти регионы должны получить специальные средства для развития.
Уже сегодня и в Комсомольске-на-Амуре, и в Рыбинске сами компании сделали очень многое. Долгие годы, будучи руководителем Ярославской области, я наблюдал и всеми силами поддерживал созидательные процессы «Сатурна» в Рыбинске. Став депутатом Госдумы, привлёк внимание коллег к этому коллективу, компании, городу, куда недавно мы выезжали большой представительной делегацией. И, признаюсь, мне была по-отечески приятна оценка коллег, которую подытожил председатель комитета по транспорту Сергей Шишкарев, отметив, что «НПО «Сатурн» заслуживает государственной поддержки даже безотносительно программы «SuperJet 100». Такой производственный прорыв, как на НПО «Сатурн», не должен оставаться вне поля зрения государства. Это политический вопрос».
Эффективность этих двух коллективов-партнёров доказана не только проектом создания нового гражданского самолёта, но и успешным созданием новых самолётов оборонного значения. Именно они в непростые времена за собственные средства создавали новый многофункциональный истребитель Су-35 с двигателем 117С, успешная презентация которого только что состоялась в подмосковном Жуковском. Она подарила стране вкус победы куда более значимой, чем великолепные спортивные и эстрадные достижения.
Эти компании, бесспорно, достойны не только материальной, но и моральной государственной поддержки. Именно поэтому наш Комитет Государственной Думы по транспорту счёл необходимым поддержать их новаторские проекты, его создателей. Страна должна гордиться, что у неё есть такие компании и такие руководители, которые способны претворять в жизнь декларируемые властью национальные задачи и формировать ценности новой России.
Убеждён, что лучшей мотивацией базирующихся там коллективов самолётостроительного завода компании «Сухой» и двигателестроительного НПО «Сатурн», коллективов-энтузиастов, коллективов-победителей, обладающих волевыми и знающими руководителями, и было бы государственное решение по дальнейшему формированию в этих городах образцовых современных технологических центров.
Понятно, что мы рассуждаем сейчас об одном проекте. Никто не спорит, что те же принципы должны быть реализованы и для судостроительных кластеров, и для атомной промышленности, для многих объектов инновационного вектора развития страны. Но значение проекта СухойСуперДжет очень велико. Ведь реализация именно этого проекта даст ответ и на вопрос, можно ли запускать следующую программу – МС-21, или о ней можно лишь только разговаривать. Стоит ли как следующий этап начать обсуждение проекта широкофюзеляжного самолёта или это совсем бессмысленно. И в итоге – ответ на главный вопрос – будет ли в России гражданская авиапромышленность или нет?