В самом этом приветствии была заложена сверхзадача экологического форума: очертить те угрозы для среды обитания человека, которые исходят от неправильно истолкованных приоритетов, выстроить курс дальнейшего развития экономики на неистощительное природопользование.
Угрожающие последствия экстенсивного развития в предыдущие годы не только в нашей области, но и в России, и в мире стали лейтмотивом докладов пленарного заседания.
В 70-х годах минувшего столетия в Чёрном море добывали 26 видов рыб, ныне только пять. Сегодня гибель угрожает более чем 15 тысячам видов растений и животных. Среди них и подлинное чудо природы – всемирно известные осетровые России. По мнению международных экспертов, под угрозой вымирания находятся 30 процентов ныне живущих рыб, 14 процентов млекопитающих и 11 процентов птиц. Масштабы грядущего сокращения биоразнообразия просто потрясают. Всего лишь за четверть века с 1970 по 1995 год люди уничтожили треть природных ресурсов планеты.
Это строки из основного доклада доктора биологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, академика РЭА, советника губернатора Владимира Лукьяненко. Его анализ исполнения Россией концепции «устойчивого развития», провозглашённой международной конференцией 1992 года «Окружающая среда и развитие» в Рио-де-Жанейро, приводит к печальным выводам. Спустя 16 лет после признания ведущими учёными-экологами и руководителями государств там, в Бразилии, что производственно-хозяйственная деятельность человека приближает его к глобальной экологической катастрофе, существенных перемен к лучшему пока немного.
– Они просматриваются только в некоторых высокоразвитых странах, но не в России, – отметил докладчик. – За это время удельный вес сырьевых ресурсов в экономике страны возрос более чем в два раза. Энергоёмкость российской экономики очень высока и в 2 – 4 раза превышает показатель развитых стран. Если учесть, что общие издержки от истощения и деградации окружающей среды достигли, например, в 2004 году 13 процентов, а рост внутреннего валового продукта возрос на 9 процентов, то становится очевидным, что устойчивое развитие является для нас пока целью, но не достижением.
Говоря иными словами, наши темпы «проедания» природных ресурсов выше темпов экономического роста. Как выйти из этой глубокой колеи, накатанной веками экстенсивного развития России?
Подсказку опять же диктует мировой опыт. Если совокупный экономический потенциал в развитых странах на 64 процента формируется человеческим капиталом и только на 20 процентов сырьевым, то в России всё перевёрнуто: 72 процента формируются сырьевым фактором: продажей нефти, газа, леса, руды, других полезных ископаемых – и только 14 процентов человеческим капиталом, то есть созданием материальных и интеллектуальных ценностей. Иначе говоря, мы обленились, живя на газово-нефтяном шприце. Ориентация экономики на природные ресурсы неизбежно ведёт к низкой зарплате и служит питательной средой для коррупции.
– Этот дисбаланс не изменится до тех пор, пока мы не станем производить продукцию, основная стоимость которой формируется человеком, а не природой, – утверждает профессор Лукьяненко. – Ориентация на интеллектуальный труд увеличивает долю зарплаты в валовом внутреннем продукте, уменьшает коррупционный риск и повышает уважение к личности.
Словом, по двум из трёх критериев «устойчивого развития» – снижению антропогенной нагрузки, ограничению роста ресурсопотребляющих отраслей и увеличению доли наукоёмких производств – мы не только не приближаемся к устойчивому (сбалансированному) развитию, но и удаляемся от него. Сегодняшний тип развития экономики России не только тупиковый, но и социально несправедливый.
По Конституции РФ все природные богатства, в том числе газ и нефть, принадлежат народу, а государство – уполномоченный народа по управлению этими богатствами. Тем не менее в начале 90-х годов государство добровольно ушло из многих секторов экономики, в том числе и из добычи природных ресурсов, передав её в частные руки. В принципе подобная ситуация имеет место и в других странах, однако право на контроль за тем, как добываются и продаются природные ресурсы, рачительные хозяева оставляют за собой.
У нас же в либеральном угаре просто бросили народную собственность, прикрываясь тезисом о том, что государство в управлении всегда менее эффективно, чем частные предприятия. Но практика этот тезис либералов не подтвердила. В результате в течение пяти лет (с 1991 по 1995 год) лицензии на добычу минеральных ресурсов выдавались, по мнению нынешнего министра природных ресурсов Юрия Трутнева, практически без каких-либо условий со стороны государства. Поэтому спросить сегодня за варварскую добычу вроде бы и не с кого, как и за десятилетний простой в разведке новых месторождений.
По мнению докладчика, решительно повлиять на курс в направлении экологизации экономики помешали и многократные непродуманные реорганизации государственных органов охраны окружающей среды. Ни один из созданных сегодня органов не несёт ответственности за состояние окружающей среды в целом и обеспечение экологической безопасности в стране.
Нынче, как и 10 – 15 лет назад, единственной рыночной формой экономического регулирования воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов остаётся плата за сбросы, выбросы, размещение отходов, использование природных ресурсов. Но она смехотворно мала и составляет пять десятых процента от всех налоговых отчислений предприятий. Разве можно это назвать по-настоящему действенным экономическим механизмом управления в сфере экологизации экономики? Разве могут столь ничтожные затраты заставить предпринимателя переориентировать свой бизнес с ресурсопоглощающего на наукоёмкий, безущербный для природы и здоровья людей?
О сегодняшнем пагубном влиянии крупных производств на состояние атмосферы, водных источников и здоровье населения области на конференции говорили многие докладчики.
Директор недавно созданного департамента охраны окружающей среды и природопользования администрации Ярославской области Сергей Лихобабин одной из основных задач нового регионального органа назвал укрепление системы государственного управления, охват госконтролем основных источников негативного воздействия на природу и людей. Начальник территориального управления Роспотребнадзора по Ярославской области Сергей Мелюк отметил, что в последние годы, с 2004-го по 2006-й, суммарный выброс вредных веществ в атмосферу области увеличился с 216,3 до 218 тысяч тонн. При этом объём выбросов стационарными источниками, то есть промышленностью и энергетикой, существенно уменьшился – с 87,1 тысячи тонн в 2004 году до 73,4 тысячи тонн в 2006 году, в то время как выбросы транспорта выросли со 129,2 тысячи тонн до 144,6 тысячи.
Стихийный рост автомобилизации, к которому оказались не готовы российские города, вряд ли можно остановить запретами и постановлениями. Но транспорт становится самым мощным загрязнителем. Единственный выход – вынос автомобильных магистралей за пределы населённых пунктов, как бы дорого ни стоило строительство окружных дорог, путепроводов. Некоторое улучшение ситуации, например, в Ярославле, ожидается от завершения строительства развязок и подходов ко второму автотранспортному переходу через Волгу, который доцент Ярославского государственного технического университета Владимир Тамаров назвал самым удачным из осуществлённых инвестиционных проектов последних лет в Ярославской области наряду с инвестпроектами большой государственной важности ОАО «НПО «Сатурн». Помянул и неудачные в экономическом и экологическом плане проекты, проваленные или окупаемые лишь в далёкой перспективе, такие как «Феникс», цех детского питания, аэропорт «Туношна». Их неудача, по мнению докладчика, плохая проработка именно экологической и экономической составляющих. Из проектов, намеченных к реализации, он отметил как положительный пример Карабулинскую развязку, которая поможет реализовать преимущества нового моста, но создаст проблему пробок на трассе Московский проспект – Северный жилой район, над чем стоит серьёзно подумать. А в качестве негативного, непродуманного инвестиционного проекта – амбициозное строительство отеля «Мариотт» в самом центре Ярославля, в его рекреационной и архитектурно-исторической зоне, против чего на страницах «Северного края» резко выступила общественность города.
Подробно рассматривались на конференции вопросы обеспечения ярославцев качественной питьевой водой, причины роста детских патологий и принимаемые меры, результаты биологического мониторинга водоёмов, изменения гидрологического режима рек.
Конференция приняла рекомендации, из которых важнейшие: разработать и передать в областную Думу проект закона о защите зелёных насаждений в городах и поселениях Ярославской области, создать экологическую милицию по примеру Москвы, ввести в седьмых-восьмых классах средней школы преподавание предмета «Экология Ярославской области» по созданному Ярославским педагогическим университетом учебнику, разработать генеральный план озеленения областного центра и заложить в пойме Которосли парк «Тысячелетие Ярославля», создать зелёный пояс вокруг города, который оздоровит в нём экологическую ситуацию, сделает его более привлекательным для туристов и комфортным для проживания.