О теме разговора догадаться нетрудно. Лишь пару недель назад в небо над Комсомольском-на-Амуре взлетел первый самолёт «Сухой Суперджет 100» с изготовленным российским НПО «Сатурн» и французской компанией «Снекма» двигателем SaM146. Впереди – сертификация и серийное производство на уровне 50, а потом и 150 – 200 машин в год. Пока японцы и китайцы не создали что-то подобное! Для этого нужна поддержка государства. Об этом и шёл разговор в ходе встречи. Озвучили даже ряд цифр. Дополнительные средства, которые предполагается выделить из госбюджета по специальной программе на поддержку серийного производства двигателя и самолета – а это порядка 8 миллиардов рублей в течение трёх лет, как раз и будут направлены на эти цели.
Ведь изначально работа над созданием самолёта финансировалась не только самими предприятиями-участниками, но и Россией, и Францей. И теперь депутаты приехали своими глазами увидеть результаты использования государственных средств. Они были приятно удивлены, обнаружив в провинциальном городе суперсовременное предприятие, создающее конкурентоспособный на мировом рынке продукт. SaM146 – первый в истории Советского Союза и России авиадвигатель, который будет сертифицирован по всем международным стандартам.
– Я благодарен, что нам предоставлена возможность своими глазами посмотреть то, что сделано в Рыбинске по программе развития авиастроения. От имени всей нашей делегации хочу сказать, что мы все восхищены тем уровнем технологии, конструкторской мысли, который мы здесь увидели, – сказал первый заместитель комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко. – Это большое достижение трудового коллектива, что всё было сделано в столь трудные годы. И эта работа чрезвычайно важна для всего нашего государства. Причём мы обсуждали не только достижения, но и проблемы, которые нужно срочно решить, чтобы успеть занять нишу на этом рынке.
– Для нас тоже очень важно, что депутаты посмотрели, на что именно и как, насколько эффективно расходуются средства, которые страна выделяет из бюджета на этот проект, – отвечал генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. – Не менее важно для нас и то, что депутаты увидели, что проект действительно является инновационным, что и самолёт, и двигатель создаются по лучшим мировым методикам. Проект действительно непростой, требующий большого количества ресурсов: и технических, и кадровых, и финансовых. Финансируется же всё это как компаниями-участниками: компанией Snecma и НПО «Сатурн», так и государственными бюджетами Франции и России. Мне бы хотелось отметить, что финансирование идёт чётко в рамках имеющихся договорённостей. И участие государства в этом проекте просто беспрецедентное!
– Это и не случайно, – поддержал его президент ЗАО «Гражданские самолеты Сухого Виктор Субботин. – Планку мы себе поставили крайне высокую – выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом. По плану 70 процентов должно экспортироваться! А мировой рынок, особенно в авиастроении, – очень конкурентная среда, и, выходя на этот рынок, мы должны быть очень хорошо подготовлены.
Выступил и бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, который многие годы содействовал проекту «Сатурна», а теперь продолжает курировать его уже в новом статусе депутата Госдумы РФ.
– Настало время переходить к серийному производству этого двигателя, тем более что в спину дышат японцы и китайцы, которые хотят к 2010 году создать нечто подобное, – сказал он. – И участие государства в этом проекте принципиально важно, поскольку проект приобретает уже знаковое политическое значение. Поэтому я считаю, что этот проект надо брать под контроль Высшего совета партии «Единая Россия». На ближайшем заседании Госдумы должно быть принято решение по механизмам государственной поддержки этого проекта. Сергей Вахруков уже вышел с конкретными предложениями, думаю, и хабаровский губернатор к ним присоединится, а мы со своей стороны должны обеспечить принятие этих предложений.
Подытожил встречу губернатор Ярославской области Сергей Вахруков:
– Я благодарен нашим гостям за предметный и результативный разговор о стратегически важном проекте, который поддерживается государством и уже принёс первые результаты. Представители комитетов Госдумы приехали посмотреть на ту работу, которая уже проведена, и вижу, что они удовлетворены увиденным. Все убеждены, что для выхода в серийное производство силовой установки SaM146 для самолёта «Сухой Суперджет 100» необходимо приложить дополнительные совместные усилия, и государство должно продолжить поддержку этого проекта. Самое главное – прозвучавшие сегодня предложения реализовать в конкретные средства, выделяемые по федеральной целевой программе, для того чтобы совместными усилиями здесь, на Ярославской земле, в серийное производство была запущена силовая установка для SSJ100 – SaM146.