пятница 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 24 мая 2008

«Стодесятка», или Большая жизнь большой машины

нет фото

20 мая в небольшом городе Комсомольске Ивановской области прохожие с изумлением поглядывали на необычное оживление милиции и многочисленные прибывающие в город автомобили с московскими и ярославскими номерами. Действительно, событие, происходящее в городе, имело не только областное или региональное, но общероссийское значение. В этот день на расположенной здесь Ивановской ГРЭС, построенной, кстати, ещё 78 (!) лет назад, торжественно вводился в опытно-промышленную эксплуатацию новый энергетический блок № 1 ПГУ-325 ОАО «Ивановские ПГУ». В основе парогазовой установки два газотурбинных двигателя большой мощности (ГТД-110), созданных в Рыбинске, в научно-производственном объединении «Сатурн». Для участия в торжестве прибыли губернаторы Ивановской и Ярославской областей Михаил Мень и Сергей Вахруков, генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин и, наконец, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс.

автор Олег БУРМИСТРОВ

 

ПЕРВЫЙ ШАГ

Значение этого события для страны трудно понять неспециалисту. Но профессионалы-энергетики знают, что ГТД-110 – первый и пока единственный газотурбинный двигатель большой мощности (110 МВт) для парогазовых установок (ПГУ), который производится в России. Производитель – НПО «Сатурн».

В развитых странах газотурбинные агрегаты начали внедряться еще в далеких 50-х годах прошлого века и постепенно стали основными «рабочими лошадками» в энергосистемах США и большинства западно-европейских государств. На текущий момент около двух третей вводимых во всем мире электростанций работают именно на парогазовом цикле.

В России же в настоящее время на парогазовом цикле работают всего четыре электростанции. Три из них – Северо-Западная ТЭЦ, Сочинская ТЭС и недавно введенная ТЭЦ-27 (блок 3) ОАО «Мосэнерго» – оснащены установками Siemens, собранными компанией «Силовые машины». И пока только одна электростанция в стране – ОАО «Ивановские ПГУ» в городе Комсомольске Ивановской области – оборудована установкой отечественного производства, состоящей из двух двигателей ГТД-110.

Преимущества ПГУ перед традиционными – паросиловыми – энергоустановками очевидны. Так, например, современные паросиловые турбины работают с КПД 35 – 42 процента, а коэффициент полезного действия ПГУ составляет 50 – 54 процента. При этом парогазовая станция компактней силовой, а, следовательно, на её строительство требуется меньше времени – примерно на треть. И в то же время уровень выброса оксида азота на ПГУ на порядок ниже, чем на традиционных энергоблоках.

Особо следует подчеркнуть, что указанные 35 – 42 процента КПД «выдают» именно современные паросиловые установки, тогда как в нашей стране, по оценкам РАО «ЕЭС России», более 90 процентов действующего турбинного оборудования находится в эксплуатации более 15 лет. Большинство ТЭЦ вообще были построены в середине прошлого века и уже давно выработали свой ресурс. В результате средний КПД ныне работающих в России станций составляет всего 18 процентов, что во многом обуславливает крайне высокую энергоемкость нашей экономики и, соответственно, низкую конкурентоспособность нашей промышленности. Если на одну тысячу долларов российского ВВП приходится около 0,5 тонны условного топлива, то в США этот показатель составляет 0,22 тонны, а в среднем в мире – 0,21 тонны.

ЧУБАЙС ПОВЕРНУЛ РУКОЯТКУ

Поэтому-то использование новых ПГУ означает качественно новый шаг в развитии российской энергетики. Почётные гости вместе с руководителями предприятий – участников проекта – осмотрели установку, а затем прошли в зал управления, выслушали доклад дежурного смены, перерезали «красную ленточку». Анатолий Чубайс лично взял ручку на пульте управления станцией и чуть повысил мощность её работы.

– Ввод новых мощностей у нас в последние годы не редкость, но сегодняшний пуск – совершенно особый, – сказал Анатолий Чубайс. – Прежде всего потому, что это первый российский парогазовый блок, и сердцевина этого блока – уникальное в технологическом отношении изделие – газовая турбина ГТД-110 российского производства. Такого оборудования, газовых турбин таких мощностей наша страна не делала никогда! Эту задачу пытались решить ещё в советское время – не получилось. И сегодня эту задачу заново решило НПО «Сатурн», которое, наверное, может написать отдельную поэму о том, сколько усилий было на это положено.

Поэму ещё напишут. А пока – немного истории. Родоначальником ГТД-110 стал ещё в конце 80-х годов Виктор Иванович Романов, бывший в то время генеральным конструктором украинского НПП «Машпроект» в городе Николаеве. Под его началом прошли работы по проектированию нового двигателя, он же убедил Министерство энергетики СССР в необходимости финансирования этого проекта. В 1991 году Минэнерго оформило заказ «Машпроекту» и ПО «Зоря» (также расположенному в городе Николаеве) на создание и освоение серийного производства ПГУ.

Однако после развала СССР в 1992 году дело застопорилось. Хотя Россия и Украина заключили межправительственное соглашение о создании ПГУ на деньги и, соответственно, в интересах РАО «ЕЭС России», в скором времени ПО «Зоря» отказалось от участия в проекте. И «Машпроект», оставшись без серийного завода, обратился с предложением к российскому двигателестроительному предприятию «Рыбинские моторы». Финансирование к тому моменту значительно сократилось, проект поддерживался в «тлеющем режиме».

НОВЫЙ ПОВОРОТ

В 1990-х годах НПО «Сатурн» (в то время – ОАО «Рыбинские моторы») специализировался на производстве авиадвигателей Д-30 КУ/КП для самолетов Ил-62, Ил-76 и Ту-154М. Спрос на эти двигатели постепенно сокращался, и предприятие было вынуждено заниматься не столько производством, сколько ремонтом и сервисным обслуживанием ранее выпущенных агрегатов, что, на взгляд специалистов, никаких светлых перспектив заводу не сулило.

Участие в «парогазовом проекте», по сути, означало для предприятия создание нового производства, соответственно, с новыми станками, грузоподъемными механизмами и т. д., а также новой испытательной базы, что требовало существенных капитальных затрат. Но руководство «Сатурна» все же приняло предложение украинцев, и завод стал головным исполнителем заказа – в целях диверсификации производства и в расчете на коммерческий успех проекта. С этими благими намерениями рыбинские авиадвигателисты начали готовиться к производству ПГУ.

В 1997 году на предприятие пришел новый менеджмент во главе с генеральным директором Юрием Ласточкиным, и в новой стратегии, помимо амбициозных программ по разработке и созданию перспективных авиадвигателей для гражданских самолетов и ВВС, был взят курс на развитие газотурбинной тематики. Юрию Ласточкину удалось договориться с председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом о финансировании проекта. Эти два фактора стали судьбоносными для российского ГТД-110.

Спустя год на Украине выпустили первый ГТД-110, для которого «Сатурн» изготовил около 30 процентов деталей и узлов. Второй двигатель был создан в 2000 году уже на российском предприятии, и доля участия «Сатурна» составила в нем 70 процентов. В 2001 году на резервной Ивановской ГРЭС был построен испытательный стенд (НПО «Сатурн» выступал генеральным подрядчиком строительства), где в 2003 году успешно завершились испытания второго двигателя. А в феврале 2005–го был заложен первый камень строительства Ивановских ПГУ – 650-мегаваттного энергетического комплекса, состоящего из двух ПГУ-325, – одного из самых крупных проектов отечественной энергетики.

По словам помощника гендиректора по производственно-техническим вопросам Геннадия Телегина, «ещё до того как к управлению пришла команда Анатолия Чубайса, в РАО были попытки свернуть программу создания двигателя ГТД-110. Проанализировав всю ситуацию, новый глава РАО увидел в НПО «Сатурн» «рациональное зерно». Решение далось не сразу. Двум генеральным – генеральному РАО и генеральному НПО «Сатурн» – пришлось с десяток раз встречаться, чтобы найти понимание.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Теперь, когда первая очередь Ивановских ПГУ на основе ГТД-10 пущена в опытно-промышленную эксплуатацию, генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин не скрывал своего удовлетворения.

– Спасибо всем, кто верил и терпел, – сказал он. – Особое спасибо председателю РАО «ЕЭС России». Спасибо огромному коллективу создателей этой станции – это суперпрофессионалы – проектировщики, строители, монтажники, генподрядчики, те люди, которые вели этот проект со стороны РАО «ЕЭС».

– В какой-то момент времени, – рассказывал Анатолий Чубайс, – передо мной генеральный директор «Сатурна» Юрий Васильевич Ласточкин поставил условие: чтобы мы по-настоящему пошли вперёд – нужна серия. И был прав. Пришлось извернуться наизнанку, но мы добились этого, и сегодня ещё одиннадцать ГТД-110 заказано в рамках инвестиционной программы РАО «ЕЭС». Теперь перед нами не просто какое-то штучное изделие, а новое качество работы российского энергомашиностроения и, безусловно, новое качество работы НПО «Сатурн», которое превратилось в его флагман.

– В ходе работы и подготовки этого пуска НПО «Сатурн» перешло на совершенно новый технологический уровень, и пройденный путь – это только начало долгого пути, который предстоит нашему Рыбинскому производственному объединению, – отметил, выступая на торжественной церемонии пуска энергоблока губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Я благодарен Анатолию Борисовичу Чубайсу за то, что он поверил в способности и возможности российских предприятий, российского машиностроения, качественная продукция которого не только находится на уровне мировых стандартов, но и по многим позициям превосходит их.

Для нас это событие крайне важное, потому что эта парогазовая установка является за многие годы первой энергетически надежной установкой, которая будет служить развитию областей Центрального региона России, обеспечит энергобезопасность наших российских регионов. Мне бы очень хотелось всем нам пожелать, чтобы пуск первого блока ПГУ-325 стал началом большого пути, чтобы наши машиностроители уверенно смотрели в завтрашний день и у них были бы конкретные, серьёзные многомиллиардные заказы на нашей территории, которые способствовали бы развитию нашего Российского государства.

– Примечательно, что пуск нашей турбины в городе Комсомольске Ивановской области почти совпал по времени с первым полётом авиалайнера «Sukhoi Superjet-100», оснащенного нашими двигателями SaM146 в Комсомольске-на-Амуре, – сказал генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. – Наконец многолетние усилия коллектива нашего предприятия начинают давать реальные ощутимые результаты.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают