На ЯМЗ предлагают не только рабочие места, но, что немаловажно, и весьма достойную заработную плату. Успешно действует молодёжная организация, проводятся летние и зимние спартакиады предприятия. На производстве у сотрудников есть хороший шанс профессионально реализоваться. Бывшие выпускники, пришедшие работать на завод, получают подъёмные в размере десяти тысяч рублей.
Одним из видов профориентационной подготовки, практикуемой в ОАО «Автодизель», стала организация экскурсий для студентов и учащихся. В цехах завода проходят производственную и дипломную практику, в частности, и учащиеся профессионального лицея № 2 – ежегодно около сотни человек. Это учебное заведение выпускает в основном специалистов рабочих профессий – электромонтёров, слесарей, наладчиков, токарей, фрезеровщиков, станочников, тех, кто наиболее востребован на производственных линиях моторного завода. Воспитанники лицея получают на заводе трудовые навыки и вместе с тем учатся работать в коллективе. В свою очередь и моторостроители знакомятся с ребятами, оценивают их способности, желание трудиться и определяют, кого из них они хотели бы в дальнейшем видеть в своих рядах.
Сергей Барышев четыре года назад, сразу после армии, пришёл в цех корпусных деталей ОАО «Автодизель» и стал наладчиком автоматических линий и агрегатных станков. Работа эта была ему знакома, ведь до службы в Вооруженных силах молодой человек закончил профессиональный лицей № 2 и имел за плечами два диплома: техника-механика и наладчика пятого разряда.
Впрочем, выбор места работы у Сергея был. Ему предлагали пойти во вневедомственную охрану, были мысли устроиться в автосервис. Но везде имелись свои минусы – не отчислялись налоги или деньги выдавали в «конверте», где-то не устраивал оклад. Только в ОАО «Автодизель» он получил всё и сразу – стабильную работу, приличную зарплату, полный соцпакет, крепкий, дружный коллектив и возможность самореализоваться.
– Я проходил на заводе практику, а потому особых сложностей не было, свой участок знал. Сейчас уже и опыта поднабрался, получил шестой разряд. Работаешь с удовольствием, когда всё ладится и оборудование в порядке. Бывают иногда проблемы – прокопаешься полдня, но было бы желание, всё можно исправить. Зарплата хорошая, в среднем тысяч пятнадцать, при желании и подзаработать можно.
По словам Сергея Лимина – начальника участка по обработке шатуна, где работает Барышев, в его подчинении молодых до 35 лет около 90 человек, а это почти 70 процентов от общего числа работников.
– Главное – должно быть желание работать, – считает Сергей Александрович, – а умение придёт, и заработать можно будет. Кто с желанием работать приходит, все остаются. А что касается Сергея, побольше бы таких молодых. Он трудолюбивый и исполнительный, если план недотягиваем, всегда останется, от работы не отказывается. Есть у него стремление развиваться, а образование и стаж вполне позволяют профессионально расти, стать, к примеру, мастером.
Ещё один выпускник лицея № 2 – Павел Ратаев тоже работает наладчиком, но на другой площадке – в конструкторско-технологическом отделе модернизации автоматических линий. Павлу всего двадцать один год, но он уже приобрёл серьёзную специальность наладчика широкого профиля. Не без гордости говорит, что может быть наладчиком станков и оборудования в механообработке, автоматических линий и агрегатных станков, автоматов и полуавтоматов.
У наладчиков конструкторско-технологического отдела своя специфика, они – универсалы, работают в разных заводских цехах. Проще говоря, эти работники продвигают в производство современные идеи, заложенные в чертежах и проектах конструкторов. Они «ведут» модернизированный станок от основания до появления детали, налаживают, отрабатывают малейшие технологические нюансы.
С каждым годом производственные мощности ОАО «Автодизель» увеличиваются. По итогам работы за первые четыре месяца текущего года произведено 28631 двигатель, что на 24 процента превышает аналогичный показатель прошлого года, запасных частей выпущено на 843,9 миллиона рублей, на 21,3 процента больше, чем в 2007 году. Серьёзное внимание на этом производстве уделяется модернизации двигателей в соответствии с мировыми требованиями. Только в апреле этого года производство дизель-моторов, соответствующих международным экологическим показателям Евро-3, составило 1553 двигателя. Всего за четыре месяца изготовлено 6316 двигателей Евро-3. Серийный выпуск подобных двигателей ОАО «Автодизель» начал осуществлять с августа прошлого года. С того времени по апрель текущего года произведено 8478 дизель-моторов стандарта Евро-3. Рассматривается здесь перспектива внедрения в производство моторов стандарта Евро-4.
В свою очередь развитие мощностей и модернизация двигателей требуют модернизации оборудования, новых производственных подходов. Закупается и устанавливается новое оборудование, переделываются под новые технологии станки, и кому как не молодым и перспективным наладчикам этим заниматься. Как считает Сергей Пищурин – заместитель начальника конструкторско-технологического отдела, самое главное для наладчиков их отдела – грамотность в технологии, умение разбираться в чертежах и реализовывать то, что спроектировано конструкторами.
– Всё это есть у Павла, – считает Сергей Вячеславович, – мы его ещё на практике приметили, а после выпуска сразу взяли к себе. Парень он грамотный, трудолюбивый. Пытливый, учится, схватывает всё на лету. Нашим наладчикам обязательно нужны ответственность, светлая голова, умелые руки и терпение. Важно, чтобы к технике сердце лежало, и человек любил этим заниматься.
Как нельзя лучше это относится к Павлу Ратаеву.
– Работа на заводе – это моё, – считает молодой человек, – мне нравится быть наладчиком, когда в результате моих усилий получается годный продукт, когда от меня многое зависит. Что касается разных механизмов, этим с детства увлекаюсь, особенно мототехникой, я просто её фанат, с двенадцати лет мотоцикл вожу.
Останавливаться на достигнутом Павел не собирается. Около года назад пришёл на завод, к работе наладчика привык, а теперь уже начал задумываться о повышении квалификации, благо возможности для дальнейшего профессионального роста на производстве есть.
А руководство ОАО «Автодизель» всячески поддерживает такие стремления своих сотрудников и вновь делает ставку на молодёжь. В настоящее время в профессиональном лицее № 2 обучение наладчиков и станочников широкого профиля проходит в рамках действующего проекта «Группы ГАЗ» «Рабочие нового поколения», где акцент сделан на скорейшую адаптацию специалистов к деятельности на конкретных рабочих местах «Автодизеля».