За последние пять лет СЖД дважды была лидером на сети дорог – в первом квартале 2004-го и третьем квартале 2005 года. А на этот раз высокая награда совпала со знаменательной датой – 140-летием одной из старейших дорог страны. Поэтому и чествование победителей соревнования в Доме культуры железнодорожников в Ярославле разительно отличалось от обычной официальной церемонии.
– Я особо хочу поблагодарить руководство Северной железной дороги за так хорошо организованный праздник, – отметил Владимир Иванович Якунин.
Приветствовать лидеров крупнейшего из акционерных обществ России помимо президента ОАО «РЖД» пришли губернатор области Сергей Вахруков, мэр Ярославля Виктор Волончунас. Кроме вручения Владимиром Якуниным свидетельства о победе в отраслевом соревновании начальнику дороги Василию Билохе состоялось награждение структурных подразделений, обеспечивших успех всей магистрали. Свидетельства о присуждении первых мест были вручены руководителям Архангельского отделения, локомотивного депо Череповец, станции Ярославль-Главный, коллективам, занявшим вторые и третьи места.
Праздник вылился в наглядную демонстрацию успешной социальной политики Северной дороги, получившей новый импульс в связи с объявленным в стране Годом семьи.
Зал горячо приветствовал дежурную по переезду дистанции пути Ярославль-Главный Светлану Хорькову, многодетную мать, которая воспитывает шестерых детей и ждёт седьмого ребёнка, членов династии Зловидовых, начало которой много лет назад положила Пелагея Зловидова, дело её продолжают дети и внуки – железнодорожники.
Порадовали участников вечера и концертные номера, подготовленные коллективами художественной самодеятельности Дома культуры ярославских железнодорожников.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин отметил, что первое место в соревновании на железнодорожном транспорте Северная железная дорога заняла благодаря успешной реализации проектов по развитию инфраструктуры. Начиная с 2002 года в связи с продуманной и чёткой реализацией крупных инвестиционных проектов, увеличивших возможности по переработке и пропуску угля, нефти, леса, руды, металла, промышленной продукции на треть увеличился грузооборот магистрали. В 2005 – 2006 годах инвестиции находились на уровне трёх миллиардов рублей в год, в 2007 году СЖД вложила в развитие 10 миллиардов рублей, а инвестиции этого года оцениваются в 15 миллиардов. На 2009 и 2010 годы запланировано 19 млрд. рублей инвестиций.
Увеличились пропускные способности дороги. В ряду крупнейших проектов – двухкилометровый обход Даниловского узла, построенный вдвое быстрее намеченных сроков. Построены вторые пути на участке Буй – Вологда. За два года уложено 130 километров электрифицированных путей. Ведутся работы по развитию важнейших узлов дороги: Вологодского, Череповецкого, Ярославского.
Не только осуществление инвестпроектов вывело Северную в лидеры среди других дорог страны, но и повышение квалификации персонала, ответственности руководящих кадров, качества повседневной работы.
Например, в первом квартале лидеру соревнования внутри дороги сортировочной станции Ярославль-Главный удалось на один процент увеличить среднесуточную переработку вагонов на сортировочной горке. Простой каждого транзитного вагона удалось сократить более чем на полчаса, обеспечена стопроцентная сохранность перевозимых грузов. Станция за три месяца 2008 года добилась экономии эксплуатационных расходов почти на 146 тысяч рублей.
Первое место этот коллектив занимает не впервые. Он был лидером на дороге в первом квартале 2002 года, в первых кварталах 2004 и 2006 годов.
Ярославская дистанция сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ – Ярославль) отмечена за то, что в три раза снизила допустимые помехи в работе устройств. Не было допущено брака. Капитально отремонтировано сто процентов объектов сигнализации, централизации и блокировки. Производительность труда на предприятии повысилась с начала года на 3,6 процента. Эксплуатационные расходы сократились более чем на 6,2 миллиона рублей. Победа в соревновании на дороге этому коллективу досталась впервые.
На традиционный вопрос журналистов на состоявшейся после вечера пресс-конференции, в чём, по его мнению, секрет успеха Северной железной дороги, Владимир Иванович Якунин ответил не сразу, задумался.
Он напомнил присутствующим байку о двух лягушках, упавших в молоко, из которого смогла выбраться самая упорная, взбившая лапками масло.
– Эта притча в самый раз для того, чтобы понять, что происходит в нашей стране и на сети железных дорог, – сказал Якунин. – Потому что если подходить к тем задачам, которые перед нами стоят, с мерками экономической теории, то нам уже удалось практически невозможное. А то, что предстоит сделать, тем более – теоретически невозможно. Но мы уверены, что мы это сделаем.
Основа для этого – качественное управление и дееспособный трудовой коллектив. Какие бы ни были руководители, без хорошего коллектива ничего они сделать не смогут. Поэтому успех достигнут дорогой благодаря и личности начальника дороги, и слаженному коллективу. Конечно, сыграли роль и крупные инвестпроекты. Северная магистраль по освоенным инвестициям превзошла даже такого гиганта, как Октябрьская железная дорога.
Но если бы мы не были уверены, что корм пойдёт в коня, мы бы и не вкладывали в эту дорогу столько средств. У вас на дороге золотой сплав дееспособности командного состава и отклика, который он вызывает в трудовом коллективе. Северная могла бы и раньше выйти вперёд, но у нас очень жёсткие требования в соревновании по уровню брака, аварийности, хотя это часто дело случая.
Владимир Иванович Якунин ответил на многочисленные вопросы журналистов и пожелал почаще встречаться с коллективом Северной магистрали по поводам, подобным нынешнему.