– Александр Сигизмундович, объясните человеку несведущему, что это за премия. Может, лауреаты этой премии есть в каждом городе? Или, наоборот, Рыбинск оказался впереди России всей?
– В области информационных технологий действительно проводится большое количество всевозможных конкурсов, разными организациями составляются различные рейтинги, но, как правило, все эти конкурсы и рейтинги весьма специализированы и направлены на выявление лучших в каком-то одном довольно узком направлении. Та же премия «IT-лидер», которую получили мы, – это интегральная оценка достижений предприятия. Тут оценивается информационная зрелость предприятия, то, насколько развиты на нём информационные системы, насколько глубоко они интегрированы в бизнес компании и влияют на его эффективность.
Также оцениваются конкретные ИТ-проекты, которые были реализованы за минувший год. Причём, заметьте, эту премию наше предприятие получает уже второй раз! Один раз ещё можно получить премию за отдельные достижения. Но второй раз подряд – это уже свидетельствует о системе, о том, что «Сатурн» безусловный отраслевой лидер по эффективному применению ИТ в бизнесе и для многих компаний является образцом для подражания. Ещё одним подтверждением этого является то, что нас постоянно приглашают в качестве докладчиков поделиться своим опытом на различные конференции, семинары и другие отраслевые мероприятия.
– Значит, получается, Рыбинск действительно всероссийский лидер? Почему не Дубна, не Королёв или Обнинск, не новосибирский Академгородок, в конце концов?
– Заметьте, НПО «Сатурн» отмечен как всероссийский лидер конкретно в области машиностроения. И тут нет ничего удивительного. Авиация всегда была, есть и будет одной из самых высокотехнологичных отраслей. Она просто обязана всегда быть на передовых рубежах науки и техники. А НПО «Сатурн» – наиболее развитое из российских авиастроительных предприятий.
Информатизация бизнеса НПО «Сатурн» – очень непростая задача, потому что предприятие делает весьма сложное и наукоёмкое изделие – авиационный двигатель. Соответственно, при его изготовлении существует множество сложных бизнес-процессов, которые необходимо информационно поддерживать во всех функциональных подразделениях предприятия, при этом территориально распределённых. В корпоративной информационной системе предприятия работают более 7,5 тысячи пользователей, расположенных на семи промышленных площадках, в пяти городах России (Рыбинске, Москве, Лыткарине, Перми, Санкт-Петербурге), объединённых высокоскоростными мультисервисными каналами связи. У нас полностью обеспечены все сервисы по передаче и обмену данных, организовано единое номерное пространство корпоративной АТС, функционирует система видеоконференц-связи.
На сегодня корпоративная вычислительная сеть является одной из крупнейших в отрасли и позволяет удалённо работать специалистам различного уровня: конструкторам, технологам, производственникам, экономистам и управленцам. Причём большинство пользователей работают отнюдь не в стандартном наборе офисных программ. Сегодня у нас эффективно используется целый комплекс конструкторско-технологических систем класса CAD-CAM-CAE-PDM. Кроме того, специалистами предприятия было создано множество собственных специальных программ, которые позволяют осуществлять сквозное проектирование с выходом на многокоординатные станки для конечного изготовления спроектированных деталей.
То есть всё то, что разработал конструктор, реализуется на станке, причём существенно ускоряются сроки и, что наиболее важно, сокращаются конструкторско-технологические ошибки, которые по объективным причинам возникают при проектировании такого сложного наукоёмкого изделия, как авиационный двигатель, и тем самым существенно снижаются затраты при освоении новых изделий.
Словом, процесс научно-конструкторских разработок ускоряется в несколько раз. К тому же в эту коллективную работу включены те, кто проводит испытания опытных образцов двигателя, и те, кто занимается его послепродажным обслуживанием. А есть ещё финансовые и кадровые службы... Представьте себе, какой массив информации должна обрабатывать система, причём информации настолько разнородной!
– Если я правильно понял, ваше объединение теперь состоит не из отдельных обособленных подразделений и служб, а включено в единый компьютерный супермозг?
– Можно сказать и так. Хотя некоторое разделение функций всё-таки существует, всё большая часть коллектива участвует в работе различных межфункциональных групп. Но самое главное заключается в том, что все сотрудники объединения работают в едином информационном пространстве, работоспособность которого обеспечивается сложным информационно-вычислительным комплексом, как вы сказали – компьютерным супермозгом.
– И что это даёт?
– Если говорить на простом языке, то всё делается значительно быстрее и с существенно меньшими издержками. Например, газотурбинный двигатель АЛ-31Ф до сих пор является гордостью наших конструкторов. На нём и сейчас летают самолёты «Су». Но разрабатывали этот двигатель в советское время 15 лет. И в процессе разработки, сертификации было создано и использовано более 50 опытных двигателей – реальных, из железа, каждый из которых стоит миллионы долларов. В наше время такая ситуация привела бы к уходу предприятия с рынка.
Современный рынок очень динамичный и требует существенного сокращения сроков и затрат при выводе на него новой продукции. Сегодня мы совместно с французской компанией разрабатываем двигатель SaM146. Так вот, для экономической эффективности этого проекта срок разработки должен составить четыре года (а не 15 лет), число же опытных экземпляров не должно превысить восемь (а не 50, как у АЛ-31Ф).
Особенно важны информационные системы в стадии испытания двигателя. Наша испытательная база не имеет аналогов в Европе – она позволяет одновременно измерять более двух тысяч параметров работы двигателя, а это гигантский объём информации, который при помощи специальных информационных комплексов обрабатывается и анализируется множеством специалистов! Это очень сложные и дорогостоящие информационные системы, работающие в режиме реального времени. Их стоимость достигает 30, а то и 40 процентов от стоимости испытательного стенда, а каждый стенд стоит более 10 млн. долларов.
И, конечно же, без мощного вычислительного комплекса мы бы не смогли существенно сократить время на проведение колоссального объёма инженерных расчётов по газодинамике, прочности, акустике, без которых невозможно создать современный газотурбинный двигатель.
– Господи, какой же компьютер для этого нужен? С какими параметрами?
– Нужен высокопроизводительный суперкомпьютер. И он у нас есть.
– И что это?
– Внешне – ничего фантастического. Просто много высокопроизводительных компьютеров (расчётных узлов), связанных воедино через очень высокопроизводительную сеть, и все они управляются главным сервером (мастер-узлом). Последний очень чётко всех координирует и раздаёт задание – кому в конкретный момент времени необходимо запустить расчётную задачу и куда сохранить результаты вычислений для последующего использования.
Как правило, суперкомпьютеры создаются под заказ и специально конфигурируются для решения конкретных задач. Первый свой суперкомпьютер мы заказали и установили в 2005 году. Он был способен выполнять 0,7 триллиона операций в секунду. И мы думали, что этой машины нам хватит лет на пять. На деле же оказалось, что уже через полгода он был загружен на 90 – 98 процентов своей мощности. И самое показательное в первом опыте его эксплуатации то, что, несмотря на свою большую стоимость, он окупился примерно через 2 – 3 месяца.
Словом, уже к концу 2006 года у нас снова появилась потребность в дополнительных вычислительных мощностях. Поэтому мы в начале 2007 года занялись проектированием второго суперкомпьютера – на порядок мощнее. Провели многочисленные тестирования разработанного решения в крупнейших компаниях мира в области вычислительной техники. Провели тендер на поставку, его выиграла компания IBM. Сейчас суперкомпьютер уже находится в Москве в специальной лаборатории, где проходит тестирование. Мощность его уже не 0,7, как у первого, а 14,7 триллиона операций в секунду!
В настоящий момент мы готовим достаточно сложную инженерную инфраструктуру к его установке, ведь для его эксплуатации нужны особые системы охлаждения, электроснабжения, пожаротушения, системы безопасности и мониторинга за его работоспособностью.
– А ещё круче суперкомпьютеры бывают?
– Конечно. Существует мировой рейтинг суперкомпьютеров так называемый ТОР-500. Самый мощный суперкомпьютер в мире имеет производительность порядка 600 триллионов операций в секунду, что примерно в сорок раз мощнее нашего. Кстати, наш суперкомпьютер, безусловно, войдёт в этот рейтинг и будет приблизительно в начале второй сотни самых мощных суперкомпьютеров мира. У нас в России тоже существует подобный рейтинг ТОР-50. В него входят пятьдесят самых мощных суперкомпьютеров, работающих на территории России и СНГ. Наш суперкомпьютер после его запуска в промышленную эксплуатацию, скорее всего, будет в первой пятёрке данного рейтинга. Впереди только суперкомпьютеры научных и академических институтов, таких как Академия наук, МГУ и др. Но среди суперкомпьютеров, работающих во всей промышленности России и СНГ, он будет самым мощным.
– А если сравнить уровень развития ИТ на «Сатурне», скажем, с «Boing»?
– Это некорректное сравнение, мы двигателисты, а не производители самолетов, нас правильнее сравнивать с такими компаниями, как «General Electrik» или «Snecma». Я и наши специалисты неоднократно бывали в этих компаниях. Принципиальных отличий по уровню технологий, по составу применяемого программного обеспечения и оборудования у нас с ними нет. Хотя ИТ-бюджеты у них на порядок выше, но и масштаб их предприятий значительно больше.
Интересно, что ИТ-специалисты разных стран, включая Россию, сразу и легко начинают говорить на одном технологическом языке. Более того, и проблемы, как у нас, так и у западных ИТ-специалистов, в общем-то почти одинаковые. Но надо отметить, что наши ИТ-специалисты всегда отличались нестандартным мышлением, неожиданными подходами к проблеме. Сотрудники зарубежных компаний, как правило, слишком узко специализированы, а наши смотрят шире и нередко находят более красивое, простое и экономное решение.