По прикидкам серьёзных экспертов, уже где-то в мае-июне России грозит массовое сокращение производства мяса. И может возникнуть прямая зависимость от импорта. И хотя рядовой обыватель, беспечно взирающий сегодня на мясные продукты на прилавках магазинов, не придаёт значения, откуда и какого качества мясопродукты, на самом деле реальность такова, что впору кричать «караул».
– А караул (без всяких кавычек) уже кричат люди, владеющие ситуацией, чьи попытки пробиться к сознанию наших властей, к сожалению, не дают пока желаемых результатов, – с нескрываемой озабоченностью говорил во время недавнего нашего визита в ЗАО «Залесье» председатель совета директоров этого известного на всю область акционерного общества, специализирующегося на производстве свинины, Юрий Садовников. – Гиря действительно дошла до полу, настала пора принимать самые неотложные меры по спасению в нашей стране важной продовольственной отрасли. Ситуация требует принятия срочных мер, – продолжает Юрий Петрович, – готовый с красноречивыми цифрами и впечатляющими фактами в руках доказывать наличие надвигающегося в свиноводстве коллапса.
Юрий Петрович в ходе нашей беседы не раз и не два приводил недавние высказывания заместителя председателя комитета совета федерации по аграрно-продовольственной политике Сергея Лисовского. Сенатор откровенно заявил, что, по крайней мере, треть мясных хозяйств России на грани полного разорения. И одну из основных причин Лисовский видит в том, что «в прошлом году из России было вывезено так много зерна, что уже сейчас в нашей стране нечем кормить скотину...»
– Я полностью согласен с Лисовским, – говорит Юрий Садовников. – Действительно, мы столь активно экспортировали фуражное зерно, что на собственные нужды уже почти не осталось.
– То есть всё упирается в зерно?
– В значительной степени! Не надо забывать, что именно зерно является основным сырьём для производства кормов, которые в свою очередь составляют около 70 процентов себестоимости продукции животноводства. Поэтому не случайно в своём недавнем обращении к председателю правительства России депутаты Госдумы РФ Александр Бабаков, Михаил Старшинов, Олег Шеин, Александр Четвериков и наш земляк Анатолий Грешневиков со всей остротой поставили вопрос именно о зерне, как источнике выживания мясной, в данном случае свиноводческой отрасли.
– В чём же состоит, Юрий Петрович, суть просчёта правительства, вызвавшего столь болезненную реакцию «слуг народа»?
– В обращении справедливо отмечено, что при подведении итогов урожая 2007 года Министерство сельского хозяйства благодушно констатировало, что результаты производства зерна выше потребностей внутреннего рынка на 20 процентов и превышают показатели предыдущего года.
– И что же в итоге?
– А то, что утверждение Минсельхоза, озвученное его главой Алексеем Гордеевым, натолкнуло торговые организации на мысль: в ходе сбора урожая скупить у сельхозпроизводителей крупные объёмы зерна по максимально низким ценам. Около 13(!) миллионов тонн зерна вывезено за границу, что, кстати, составляет около 20 процентов всего произведенного в 2007 году зерна в РФ.
А это привело к тому, что сейчас, когда до нового урожая ещё «пилить» и «пилить», на зерновом рынке страны возникла ситуация, при которой практически невозможно произвести более или менее адекватные по ценам закупки зерна. При этом оставшееся зерно невысокого качества. Но и на него еженедельно цена растёт на 10 и более процентов.
– На сегодняшний день цена на зерно достигла рекордной отметки 9 – 10 тысяч рублей за тонну, что при отсутствии рычагов поддержки со стороны государства объективно делает все наши усилия держаться на плаву фактически тщетными, – не без горечи заявил генеральный директор ЗАО «Залесье» Леонид Казновский. – То есть просчёт в регулировании зернового рынка с одной стороны сказочно обогатил перекупщиков фуража (преимущественно иностранных), а с другой – подвёл к пропасти российских производителей мяса.
Не секрет, что ещё 3 – 4 года назад «Залесье», образно говоря, капитально лежало на боку. Здесь была низкая производительность, социальная напряженность. В 2004 году дышавшее на ладан предприятие перешло в руки новых акционеров, и в сравнительно короткий срок благодаря усилиям специалистов и их высокому профессионализму превратилось в самое крупное сельхозпредприятие в Ярославской области по выращиванию и откорму свиней. И такое предприятие – единственное на территории Ярославской области. Продукция ЗАО «Залесье» неизменно высокого качества в сочетании с приемлемыми ценами. Рыбинская свинина успешно конкурирует с продукцией других именитых товаропроизводителей отрасли. Сейчас поголовье свиней в ЗАО «Залесье» достигло 38 тысяч, эту щетинистую ораву обслуживают около 400 человек, в среднем зарплата здесь примерно 9 тысяч рублей.
– В нашем хозяйстве, – говорит Леонид Казновский, – осуществляется селекционно-семенная программа, целью которой является получение трёхпородного гибрида (крупная белая, ландрас, дюрок). Разумная, на научной основе селекция способствует получению свинины с отличными мясными качествами и высокой скороспелостью при низких затратах корма.
Достаточно сказать, что в хозяйстве создан генетический потенциал свиней, обеспечивающий высокую продуктивность на промышленной основе. Ведь не случайно в 2006 году ЗАО «Залесье» было включено в президентскую программу «Развитие агропромышленного комплекса на период 2005 – 2012 года». Сейчас в «Залесье» завершена реконструкция линий кормления, полностью оснащенных бельгийским оборудованием фирмы «Роксель». Реконструкция позволила в прошлом году достичь высокой продуктивности на откорме – до 700 граммов привеса в сутки – при низких трудо- и энергозатратах.
– В наших планах – завершение реконструкции цеха переработки, что позволит производить продукцию из собственного свежего сырья, – говорит Леонид Николаевич.
Руководство «Залесья» строго ориентируется на спрос потребителей. В их числе мясокомбинаты городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Калуги, Иванова и, конечно же, Ярославля и Рыбинска.
– К сожалению, под воздействием сложившихся обстоятельств все эти усилия и благие намерения в ближайшем будущем могут обернуться полным крахом, – заявил Юрий Садовников. – Причем отнюдь не в силу каких-то наших экономических проблем. Ну, судите сами: зерно за последнее полтора года подорожало более чем на 300 процентов, то есть с 3000 рублей до 9,5 тысячи рублей за тонну. И вот итог – в январе 2006 года цена одного килограмма корма с НДС была 5 рублей 51 копейка, реализационная цена с НДС килограмма продукции в живом весе составляла 55 рублей 91 копейку, а без НДС 50 рублей 83 копейки. Теперь сравните. В нынешнем апреле эти цифры, соответственно, – 11,88, 55,00 и 50,00. То есть невооружённым глазом видно, что в условиях, когда цена на корма растет в два раза, а продажа готовой продукции за этот же период топчется на месте, заниматься производством мяса свинины, согласитесь, – дело совершенно бесперспективное. В случае принятия решения о закрытии производства многие люди могут остаться без работы.
– Помимо озабоченности судьбами ваших работников, Юрий Петрович, что вас вдохновляет, придаёт силы борьбе за выживание родного предприятия?
– Лично я пока до конца не разуверился, ещё надеюсь на понимание наших проблем. Кстати, в цивилизованных странах (а я смею предполагать, что Россия из этой категории) устойчивость рынка свинины в немалой степени зависит от ощутимой господдержки. К примеру, средний размер такой помощи в странах ЕС варьируется от 30 до 50 процентов (речь идёт о прямых дотациях сельхозпроизводителю). Немаловажную роль играет и региональная (областная, например) поддержка. Есть такое понятие, как субсидии местного бюджета. Имеются объективные данные на предмет дотаций на килограмм живого веса. Так вот, в Костромской области это 4 рубля, в Вологодской – 6, в Липецкой и Белгородской областях – по 15 рублей, в Мурманской – 20, а в Республике Коми аж 24 рубля(!) на кило. Теперь о росте цен на комбикорма. С января 2006 года по февраль 2008-го цена на продукцию среднестатистического свинокомплекса в живом весе увеличилась лишь на 3,1 процента, в то время как рост цен на комбикорма превысил 66 процентов! Ну, абсурд! И ещё: при том, что цена реализации свинины в течение трёх последних лет фактически была заморожена, тарифы на электроэнергию прут, извините, как танки: и в прошлом, и в позапрошлом годах цена на «ток» выросла на 20 процентов.
– Что ещё не даёт покоя?
– Ввоз дотируемой, согласно правилам ЕС, импортной свинины на продажу в Россию. А нужно ли это? В течение последних трёх лет в ходе реализации в России нацпроектов на селе, направленных на увеличение производства российских мясопродуктов, объёмы выпуска птицы и свинины у нас выросли на 40 процентов. Но при этом для стран Запада, начиная с 2006 года, перманентно горел зелёный свет, разрешающий ввоз импортного мяса по квотам (то есть без помех, каких бы то ни было ограничительных мер), что и привело к искусственной перенасыщенности рынка РФ мясопродуктами, а это грозит повсеместным разорением отечественных птицеводов и свиноводов, системным кризисом в АПК, что неизбежно аукнется в социальной сфере.
– Так что же делать?
– Делаем! Лично я как председатель совета директоров акционерного общества направил несколько писем по разным высоким адресам. В частности, на имя премьер-министра Виктора Зубкова. В этом письме я выражаю надежду на то, что правительство пересмотрит свои приоритеты и примет решение о выравнивании условий производства в свиноводческой отрасли. Почему, ставлю я вопрос в письме к Зубкову, ЗАО «Залесье», производящее ежемесячно 500 тонн мяса свинины в живом весе, находится в неравных условиях на региональном рынке в сравнении, скажем, с аналогичными по профилю хозяйствами соседних областей? Не должно быть двойных стандартов!
– И каков был ответ Зубкова?
– Ответа от него мы ждали больше месяца, а в итоге пришел ответ за подписью... директора департамента ветеринарии и животноводства И. К. Рождественского: – дескать, мужики, сочувствуем, но помочь ничем не можем. Госпрограммой развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы предусмотрена лишь поддержка плембазы свиноводства «в виде субсидий на содержание племенного маточного поголовья»... А вот на производство товарной продукции, той же свинины, субсидии из федерального бюджета не предусмотрены.
25 и 26 марта 2008 года пришли из «Залесья» письма на имя губернатора Сергея Вахрукова, его заместителя Михаила Боровицкого, спикера областной Думы Виктора Рогоцкого, в которых указано, что на сегодняшний день предприятие находится в критическом финансовом состоянии, и в данной ситуации вести производственную деятельность экономически невыгодно. Так что на повестке дня – снижение производства свинины на 50 процентов, сокращение персонала на 40 процентов (126 человек будут уволены); снижение налоговых выплат во все уровни бюджетов на 5,7 миллиона рублей в год; сокращение объемов производства на 2845 тонн свинины в живом весе; увеличение убытков предприятия до 60 миллионов рублей в год.
Второй этап, если коротко, характеризуется одним зловещим словосочетанием: «ликвидация предприятия». Последствия: сокращение персонала – 340 человек; невыплата налогов во все уровни бюджетов в год в размере 14,6 миллиона рублей; недополучение областью свинины (для справки: «Залесье» фактически покрывает при оптимальном раскладе около 90 процентов потребности населения Ярославщины в мясе свинины) в живом весе в количестве шести тысяч тонн в год.
– И какова реакция, Юрий Петрович?
– В настоящий момент рассматривается предложение о прямых дотациях на производство, но решение еще не принято.
– Юрий Петрович, скажите, что же плохого в том, что много импортного мяса? Для рядового покупателя – благо, поскольку чем больше насыщен рынок продуктом, тем вероятнее тенденция к снижению цены, не так ли?
– Так, да не так. Попаданием в зависимость от импортной сельхозпродукции чревато. Производство сельхозпродукции на собственной территории имеет огромное социальное значение. Потому что всегда контролируется процесс производства, гарантируется качество продуктов питания. А цена? Цена определяется из ситуации, которая есть на рынке и во многом зависит от внешних факторов. Наше предприятие всегда заинтересовано производить продукцию прежде всего в Ярославской области и иметь своего потребителя, которого устроят и цена, и качество.
– Но, к сожалению, если до мая не примут меры по поддержке нашего производства, то предприятие будет вынуждено прекратить свою хозяйственную деятельность.