ЧТО ГРОЗНЫЙ, ЧТО НОВОСИБИРСК
– Этот форум в первую очередь имиджевый, – сказал, отвечая на вопросы журналистов, мэр нашего областного центра Виктор Волончунас. – Здесь не стоит задача поиска инвесторов или решения хозяйственных вопросов. Здесь важно других посмотреть и себя показать.
По традиции одним из первых выставку осмотрел добрый ушастый спаниель, натасканный на поиск взрывчатки, и лишь после того, как собачка, возмущённо фыркнув, удалилась, пришёл черёд гостей. Почему фыркал пёсик, стало понятно, в общем-то, сразу. В зале разместились одинаковые, как патроны в обойме, стенды Новосибирска, Петрозаводска, Уфы, Донецка, Калининграда и множества других городов. На взгляд человека, не проработавшего лет двадцать в мэрии, и не съевшего десяток-другой собак на тонкостях ведения городского хозяйства, стенды городов отличались только кое-какими цифрами.
Различия между маленьким, только что восстановленным Грозным и миллионным процветающим Новосибирском обнаружить было нелегко. Одним шрифтом на единообразном фоне набраны названия городов, по-близнецовски похожие фотографии двух-трёх лучших зданий, стандартные карты и диаграммы. Возле каждого стенда – DVD-экран. На подавляющем большинстве экранов – новостройки, снятые из окна движущейся машины, гигантские стеклянные небоскрёбы (пока в макетах), дети, играющие в песочницах, и задорные студентки, повествующие о том, как они счастливы жить в Петрозаводске (Саратове, Луганске, далее по списку).
Делегации Кирова и некоторых других городов поскромнее просто на выставку не приехали.
Но всех – и приехавших, и отсутствующих – объединяло страстное желание «себя показать». Симферополь именовал себя «городом пользы», на столике перед его стендом сиротливо стояли четыре бутылки крымского портвейна. Те, кто помнит, сколько сортов вина производили крымские виноградники до горбачёвских порубок во имя сухого закона, могли бы многое сказать. Калининград, славный тем, что все нормальные здания и коммуникации в нём построены немцами ещё в то время, когда город был германским, величал себя «столицей российской Прибалтики» и демонстрировал в разных ракурсах фото единственной уцелевшей кирхи как едва ли не главную свою достопримечательность. Большинство экспонентов претендовало на звание «центра» (Поволжья, Сибири, Урала, все равно чего) или хотя бы «ворот» (севера, юга, востока, запада).
Из «греческого хора» выделились лишь занявшая отдельный зал Москва, Астана с гигантской делегацией в национальных костюмах, Омск (представивший более 30 юридических брошюр по всем аспектам городского хозяйства и прав горожан) и выставивший два стенда (вместо стандартного одного) Ярославль. Немного смущало, что Ярославская мэрия кроме прогрессивных представила на выставке и сомнительные проекты. Так на ярославском DVD-экране периодически всплывал отель «Мариотт», споры вокруг целесообразности строительства которого не затихают и, скорее всего, приведут к отказу от проекта. Однако на фоне всеобщих (извините, точнее не сказать) «понтов» ярославские «приписочки» выглядели невинной шалостью. Всю эту красоту организовала МАГ (Международная ассамблея столиц и крупных городов) и, конечно же, самым важным было то, как понравится выставка президенту ассамблеи. Все ждали Юрия Лужкова.
ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ МИНУТЫ СЧАСТЬЯ
Он приехал и после короткой приветственной речи принялся за осмотр стендов (напомним – числом более 60). Охранникам пришлось здорово понервничать – за Юрием Михайловичем неотступно катилась толпа фотографов, к мэру всё время тянулись чьи-то руки с камерами. Смутная догадка о том, кто и что является главным экспонатом, причиной и следствием, альфой и омегой форума «Мегаполис: XXI век», уже перестала быть смутной. Каждому городу досталась минутка драгоценного внимания московского градоначальника. У ярославского стенда господина президента ассамблеи встретили мэр Ярославля и ансамбль «Услада» из ДК Строителей. Надо заметить, что пели девушки отлично, и перед Лужковым, и позже на презентации.
Виктор Волончунас за отпущенные регламентом две с половиной минуты успел рассказать московскому коллеге о проекте «московских ворот» – стилизованного перехода через Московский проспект Ярославля. Насколько серьёзно это улучшит имидж нашего города – каждый решит сам. Более развёрнутые презентации городов (в том числе и Ярославля) проходили уже при пустом зале. Интерес у двух-трёх случайных зрителей на этих «презентациях» вызвали не города, а лишь танцы и песни казахской делегации да нашей «Услады». Никто другой самодеятельности в Москву не привёз, и говорить о них поэтому нечего.
Но если в зале выставки жизнь тихо угасала, то в толпе мэров она бурлила. После пленарного заседания руководители всех делегаций отправились на устроенный только для них обед (почему и не интересовались презентациями), затем – на экскурсию в деловой центр Москва-сити. На следующий день им предстояло посетить образцово-показательные объекты инфраструктуры Москвы, прослушать несколько мастер-классов о правильном управлении городом, поучаствовать в конференции «Электронный город – взгляд в будущее». А потом, набравшись у москвичей градоуправленческой мудрости, получить заслуженные дипломы и награды за вышеописанную выставку и разъехаться в свои родные «центры» и «ворота».
МАГ И ВОЛШЕБНИК
Пленарное заседание форума «Мегаполис: XXI век» было выдержано в нерушимых традициях Союза Советских Социалистических Республик. Выступали мэры городов-гостей, представители Академии наук (РАН), Исполкома СНГ, Правительства РФ, Думы, Администрации Президента. Гостеприимный хозяин Лужков хвалил речь каждого оратора на особый манер. Одна была у него «содержательной», другая – «краткой», третья – «прочувствованной».
Все мэры нестоличных городов (кстати, Санкт-Петербург в форуме почему-то не участвовал) словно доброго волшебника превозносили до небес лично создателя и президента МАГ Юрия Лужкова, попутно хваля свои города за всё, что можно и нельзя. Председатель Минского горисполкома Яковлев, например, поставил в заслугу родному Минску отсутствие трущоб-предместий. Откуда бы в городе, дотла сожжённом в Отечественную войну и возрождавшемуся усилиями всей страны по новейшим технологиям того времени, взяться предместьям и при чём тут Минский горисполком, кто бы объяснил?
И почти все ораторы так или иначе намекали на пользу крепкого порядка и твёрдой власти. Бурные 90-е (в которые большинство докладчиков и достигло своих высоких постов) называли не иначе как «лихолетьем», о жестко управляемой «батькой» Белоруссии предлагали говорить «только стоя». Причины такого почтения к братской Беларуси читались отчётливо: в Минске то, что в Ярославле называется «мэрия», а в Астане – «акимат», и поныне, как положено – «горисполком».
Те, кому высокий чин не позволял громко хвалить Лужкова, славили саму МАГ. Мол, была в сентябре 1998 года какая-то общественная некоммерческая организация с сомнительным будущим, а теперь – международная по праву. Напоминали о том, что в 2000 году свершилось судьбоносное событие – впервые в истории планеты Земля численность городского населения превысила численность сельского. Уточняли, что в Москве живёт десятая часть россиян, а в Бишкеке – вообще четверть жителей Кыргызстана (во времена горисполкомов они назывались соответственно Фрунзе и Киргизия). Обнародовали ошеломляющее открытие, что 90 процентов научных кадров и 80 процентов студентов, и что самое главное – 90 процентов инвестиционных возможностей сосредоточено, как ни странно, не в деревнях. И в то же время как бы вскользь замечали, что в России 1060 городов, а в МАГ вступило пока только 94. Одним словом, на банкете в честь директора химзавода дружно доказывали пользу химии.
Сам Юрий Лужков лавров Цицерона и Демосфена не стяжает, естественно, и к месту из его уст звучат только два слова: «конкретно» и «работать». Самые конкретные его предложения на пленарном заседании: всем городам срочно сделать генпланы и строить общественные здания (вроде районных поликлиник) типовыми для возможно большего числа городов, чтобы не тратить время и деньги на проектирование. Ну и, конечно же, чаще собираться под крылом МАГ, «малым» набираться опыта «у больших». «Не надо изобретать велосипед, его надо брать у тех, кто продвинулся гораздо дальше», – пояснил политику будущих действий московский мэр.
Чтобы выехать за черту продвинутого города Москвы, потребовалось более четырёх часов. В сплошной пробке отчаянно и безнадёжно сигналили «скорые» (я насчитал пять). Вокруг в густом тумане выхлопных газов плыл душный, каменный мир без деревьев и травы, но зато без мусора, с большими зарплатами и ценами, увешанный грамотно завлекающей рекламой. Образец для подражания. Мегаполис XXI века.
МЫ – ЛИДЕРЫ!
Проведенный в рамках форума первый в истории СНГ смотр-конкурс на звание «Лучший город СНГ» принёс Ярославлю целый венок дипломов. Наш город признан лучшим в шести номинациях: «Организация эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением»; «Успехи в реформировании муниципальных финансов»; «Успешное реформирование системы общего образования»; «Развитие культурно-досугового потенциала города»; «Успешная организация транспортных услуг населению»; «Внедрение инновационных технологий в коммунальном хозяйстве».
Это – триумф! Если судить по «наградным спискам» МАГ, в Ярославле хорошо вообще всё. И шесть дипломов это убедительнейше доказывают. Хотя из 64 городов-участников форума вовсе без дипломов остались всего десять, сразу по шесть мало кому досталось, всё больше по одному, по два, так что мы – лидеры.
ПРОЩАНИЕ С ДИСКУССИЕЙ
В мае прошлого года «Северный край» опубликовал статью «Город в шоколаде» или «Как нам (москвичам) обустроить Россию». В статье некий остроумный москвич предлагал обогатить и «поднять» наш город, превратив Ярославль в «кофейную столицу» России. По аналогу с «пивной столицей мира» – Прагой. «Северный край» спрашивал своих читателей: «А что вы думаете о таких идеях?» Намечалась дискуссия.
Ярославцы отнеслись к протянутой из Москвы виртуальной «руке помощи» не только без благодарности, но и без энтузиазма, что, впрочем, закономерно. Ведь столичный интеллектуал видел финансовое спасение «бедных провинциалов» не только в реконструкции аэропорта Туношна и речного порта, не только в строительстве скоростной платной автодороги Москва – Ярославль. В потоке предложений (надо признать – ярких и оригинальных) «сверкали» и «жемчужины» сомнительного качества: «спилить к чёртовой матери все деревья на набережной» или «выселить из центра все конторы и всех местных жителей в просторные квартиры на окраины. А весь старый центр пустить под квартиры на продажу для богатых москвичей». Вряд ли такой разухабистый наскок (даже с самыми лучшими намерениями) понравился бы большинству ярославцев.
Но если на миг забыть о задетом самолюбии патриота малой Родины и внимательнее прочесть «Город в шоколаде», то среди сорняков псевдорыночной бесцеремонности обнаружились бы и ростки дельных мыслей. Например: «Города раскручиваются только через фишки. …Фишка – это сплав атмосферы города и специалитета. Атмосфера у Ярославля есть, у него нет пока специалитета». Здесь москвич-кофеман прав – не считать же, право, «фишкой» слоганы вроде «Древний город, устремлённый в будущее» или «Город, в котором хочется жить»! Устремлённость в будущее, а не в прошлое, и желание жить – это, вообще-то, не ярославское ноу-хау, а признаки любого живого организма…
Однако теперь дискуссию о «фишках» и «кофейных столицах» можно считать законченной. Потому что генплан и типовые проекты. Потому что «не надо изобретать велосипед». И лучше вообще ничего не изобретать. Для идеального развития всех городов вполне достаточно того, что сверхактивно работает МАГ. Следующий форум состоится всего-то через три месяца, уже 5 июля, в Астане. Маговцы приурочат очередной форум к 10-летнему юбилею Астаны, и одновременно в столице Казахстана пройдёт День Москвы. Чтобы все остальные 1059 городов России поняли: у кого им учиться, на кого им равняться.