– Андрей Иванович, ваш департамент как раз выступает в роли арбитра, регулятора отношений между предприятиями ЖКХ и потребителями их услуг. Что делается государством, правительством области и что еще можно предпринять, чтобы сдержать рост тарифов, увидеть реальные плоды реформы ЖКХ, которая идет уже столько лет?
– Многое из того, что сейчас происходит в жилищно-коммунальной сфере, в конфликтных порой взаимоотношениях между потребителями услуг ЖКХ и теми, кто их предоставляет, досталось нам по наследству от ранее существовавшей экономики ЖКХ. В результате этого отрасль была доведена до состояния выживания, латания дыр без серьёзных инвестиций в её модернизацию. Упадок был довершён эпохой спада в экономике в девяностые годы.
И только в последнее время, когда экономика страны окрепла, появились объективные предпосылки для модернизации жилищно-коммунального комплекса, крупных инвестиций в эту отрасль, в том числе и государственных.
Примером может служить создание в конце прошлого года Фонда содействия реформированию ЖКХ, из которого в отрасль за пять лет будет направлено 240 миллиардов рублей. В том числе примерно 2,5 миллиарда может быть получено нашей областью. Полтора миллиарда из этой суммы предполагается передать товариществам собственников жилья на капитальный ремонт многоквартирных домов и один миллиард – на расселение ветхого и аварийного жилья. Дополнительно к средствам фонда в бюджете области и местных бюджетах будет предусмотрено на те же цели 2 млрд. рублей. Хочу подчеркнуть, что впервые реформирование сопровождается соответствующим масштабным выделением средств.
– Государственная поддержка не случайно адресована собственникам жилья и касается только жилищного комплекса и преимущественно такого, который требует немедленного ремонта. А как обстоит дело с инвестициями в предприятия ЖКХ, устаревшие сети, инженерные коммуникации? Что делается, чтобы рационально расходовались ресурсы: топливо, вода, тепло, электроэнергия?
– Вы коснулись самого важного вопроса. Если взять не сугубо жилищный комплекс, а коммунальные предприятия, то основная проблема в том, что тарифы растут, а видимого изменения к лучшему с точки зрения потребителя услуг не происходит. Сейчас впервые за пятнадцать лет созданы реальные предпосылки для модернизации отрасли. Приходит понимание, что реформирование должно сопровождаться выделением соответствующих ресурсов. Модернизация связана прежде всего с инвестированием предприятиями средств в собственное производство. Возникает вопрос: во что вкладывать инвестиции, чтобы получить максимальный эффект? На наш взгляд, можно выделить пять основных направлений модернизации отрасли. Первое – организация учёта на всех стадиях оказания коммунальных услуг: производство, хранение, распределение, потребление. С этой точки зрения ситуация сейчас просто удручающая. Из четырёх основных видов коммунальных услуг – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение – только по электроснабжению можно говорить, что есть достаточное количество приборов учёта, хотя общедомовых счётчиков практически нет.
По всем остальным ресурсам отрасль в начальной стадии налаживания учёта, полного приборного учёта порой нет даже у производителей услуг, особенно в муниципальных районах.
И если мы будем знать, где, сколько потребляем и где, сколько теряем, тогда будем знать, что нам делать в первую очередь. Как экономить, как в конечном счёте управлять своим потреблением. Второе направление – регулирование объёмов потребления коммунальных ресурсов. Должна быть возможность управлять потреблением, чтобы не раскаливать докрасна радиаторы, когда на улице тепло. В жилищном фонде практически отсутствуют примеры подомового, не говорю уже о поквартирном, регулирования подачи тепловой энергии. Третье направление – модернизация оборудования для приведения его в соответствие с объёмами потребления. Это оборудование устанавливалось в условиях планового хозяйства. Планы изменились, а оборудование – нет. И до сих пор часто на водяных насосах, вентиляции стоят электродвигатели в несколько раз мощнее, чем требуются. Есть котельные, избыточные по мощности, строившиеся с перспективой, которой не оказалось, и так далее. О каких рыночных отношениях с потребителями услуг можно говорить, если предприятие не в состоянии управлять своими затратами? Ещё одно направление – это управление производством ресурсов и планирование деятельности коммунальных предприятий на перспективу. А планирование связано с программами развития территории. Если коммунальное предприятие не знает, как будет развиваться территория, какое и где строится жильё, какие заводы, где будут потребляться вода, тепло, электроэнергия, то оно не может развиваться или будет работать с избыточной мощностью, работать неэффективно. А неэффективная деятельность и приводит к росту тарифов.
И вот здесь очень важно обеспечить согласованные действия коммунальных предприятий, органов местного самоуправления, отвечающих за развитие территории, и органов государственной власти.
Отдельная проблема – потери в сетях, по которым передаются коммунальные ресурсы. Коммунальное хозяйство пока ещё работает в аварийно-восстановительном режиме вместо нормального планово-предупредительного режима работы. Нужны инвестиции в современные технологии, оборудование, оптимизация управления, схем тепло- и электроснабжения. К примеру, потери в сетях ОАО «Ярэнерго» примерно в три раза ниже, чем в ряде муниципальных электросетевых организаций.
– Вы назвали, если не ошибусь, пять основных направлений модернизации коммунального комплекса. Куда же направить инвестиции, как определить порядок реализации инвестиционных программ? Образно говоря, есть ли смысл ставить счётчик на худой трубе. Может, сначала потратиться на её замену?
– Хороший вопрос. Накопившиеся проблемы надо решать комплексно. А для этого следует начать с построения плана действий, анализа сложившейся ситуации, подготовки программ изменений.
Из четырёх основных видов коммунальных услуг – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение – только по электроснабжению можно говорить, что есть достаточное количество приборов учёта, хотя общедомовых счётчиков практически нет. По всем остальным ресурсам отрасль в начальной стадии налаживания учёта, полного приборного учёта порой нет даже у производителей услуг, особенно в муниципальных районах. И если мы будем знать, где, сколько потребляем и где, сколько теряем, тогда будем знать, что нам делать в первую очередь. Если в 2007 году принятая инвестиционная программа была только у «Ярославльводоканала» с согласованным объёмом инвестиций на 300 миллионов рублей, то в этом – для согласования были представлены уже 8 инвестиционных программ по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 600 миллионов рублей. По теплу в 2007 году не было принято ни одной инвестиционной программы. В этом – уже девять предприятий – поставщиков тепла представили свои инвестиционные программы энергоэффективности на сумму 53,5 миллиона рублей, а на 2009 год поданы такие программы 22 предприятиями.
– И что для этого делается?
– Если говорить о повышении эффективности использования энергии, то надо отметить следующее. Осенью 2006 года был принят закон Ярославской области «Об энергосбережении в Ярославской области». В соответствии с этим законом в сентябре минувшего года принята комплексная целевая программа «Энергосбережение в Ярославской области на 2008 – 2009 годы».
В этой программе значительное внимание уделено изменению ситуации с эффективным потреблением ресурсов в государственном секторе. То есть мы начинаем с себя, с наведения порядка в госучреждениях, в государственном жилищном фонде. Первым этапом должно стать энергообследование. Изучается ситуация с потреблением энергоресурсов в каждом государственном учреждении, общежитии или жилом доме. Планируется установка приборов учёта, устройств регулирования тепла и расхода воды, привлекаются внебюджетные средства на эти цели. Ещё до того, как программа была принята за счёт внебюджетных источников, специального фонда энергоэффективности, мы провели модернизацию тепловых узлов на современной технической основе в двух областных больницах. Сейчас их руководители с использованием компьютеров в режиме реального времени получают информацию, как обстоят дела с потреблением ресурсов, и имеют возможность регулировать это потребление.
– Андрей Иванович, начали с малого, а каковы объёмы инвестиций на всю программу, её этапы по годам?
– Целью программы являются экономия за период реализации условного топлива и снижение по сравнению с 2005 годом удельных показателей энергоёмкости экономики региона на 10 процентов. Для этого необходимо вложить в реализацию энергосберегающих мероприятий 672 млн. рублей, из них 140 миллионов планируется выделить из областного бюджета.
В этом году объём финансирования составит 60 миллионов рублей, на 2009-й – уже 80 миллионов. Из внебюджетных источников на этот год предполагается привлечь 168 миллионов рублей, на следующий – 225 миллионов. Ожидаемые конечные результаты реализации программы таковы: в 95 процентах органов государственной власти, госучреждений, государственных унитарных предприятий Ярославской области, получающих господдержку, будут проведены энергетические обследования, составлены энергетические паспорта, топливно-энергетические балансы.
– Андрей Иванович, нас, налогоплательщиков и плательщиков за энергоресурсы, больше всего интересует снижение затрат областного бюджета в результате реализации программы.
– На оплату коммунальных ресурсов затраты областного бюджета снизятся на 121 млн. рублей, на субсидирование расходов местных бюджетов на эти цели – на 129 миллионов. В итоге мы осуществим полный переход на приборный учёт при расчётах бюджетной сферы с организациями коммунального комплекса. Но главное – будут созданы условия для управления процессами энергопотребления и энергосбережения.
– Перспективы воодушевляющие, а каковы темпы реализации программы, с какими трудностями вы сталкиваетесь?
– В марте этого года правительством Ярославской области создан совет по энергосбережению. На днях прошла организованная правительством области международная научно-практическая конференция «Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект». Выступали учёные и специалисты на уровне академиков РАН, представителей федеральных органов государственной власти, научных центров, проектных организаций в сфере энергосбережения. Для нас ценен был опыт регионов – лидеров в энергосбережении, которым поделились докладчики из Москвы и Екатеринбурга. Эта конференция для наших специалистов была важна как этап в реализации областной программы, чтобы мы могли быстрее сократить дистанцию, отделяющую нас от передовых регионов и организаций, которые системно занимаются проблемой энергосбережения уже 10 – 13 лет.
Вместе с правительством области в январе этого года департамент провёл совещание с организациями, тарифы которых подлежат регулированию. Целью его было увеличение инвестиционной активности организаций коммунального комплекса области. И это даёт свои результаты. Если в 2007 году принятая инвестиционная программа была только у «Ярославльводоканала» с согласованным объёмом инвестиций на 300 миллионов рублей, то в этом – для согласования были представлены уже 8 инвестиционных программ по водоснабжению и водоотведению на общую сумму 600 миллионов рублей. По теплу в 2007 году не было принято ни одной инвестиционной программы. В этом – уже девять предприятий – поставщиков тепла представили свои инвестиционные программы энергоэффективности на сумму 53,5 миллиона рублей, а на 2009 год поданы такие программы 22 предприятиями.
Можно сказать, что процесс модернизации коммунального хозяйства области начался и набирает темпы.