Осуществлению задуманного во многом способствует расширение федеральной сети «Россельхозбанка», удлинение срока возврата кредитов с 5 до 8 лет, возмещение ставки рефинансирования в размере 2/3 из федерального и 1/3 из областного бюджетов. Не обойдены вниманием и владельцы личных подсобных хозяйств, затраты которым на 95 процентов возмещаются из федерального и на 5 процентов из областного бюджетов.
Более подробно о ходе реализации нацпроекта «Развитие АПК» мы побеседовали с заместителем губернатора Ярославской области Михаилом Боровицким.
– Михаил Васильевич, сколько хозяйств, соответственно в 2006 и 2007 годах, в той или иной форме участвовали в нацпроекте?
– 23 и 24 хозяйства. Отрадно, что за столь короткий период в большей части этих сельхозпредприятий объекты сельхозназначения были или вновь построены, либо капитально отремонтированы. В настоящее время все они успешно функционируют.
– Какие новостройки, скажем так, наиболее грандиозные по масштабам, соответствуют широте задуманных планов?
– К числу таких я бы отнёс начатый с «нулевого цикла» и уже завершённый комплекс на 1000 голов в «Курбе», рядом будет воздвигнут и второй. В этом же хозяйстве в стадии строительства новый свинокомплекс, который позволит практически удвоить производство мяса. Хотелось бы особо отметить здоровый энтузиазм и деловитость руководства СПК «Родина» (также Ярославский район), которым было принято решение присоединить к себе расположенный в соседнем Даниловском районе колхоз имени Ленина, дышавший на ладан. Умельцы из «Родины» реконструировали старый животноводческий комплекс, и он уже продуктивно работает на своих новых хозяев. Совсем скоро войдут в строй два новых комплекса по тысяче голов в деревнях Фондяково и Ермаково в Любимском районе, строящиеся по канадской и немецкой технологиям. Минувшей осенью была сдана первая очередь молочного комплекса в хозяйстве «Рыбинский». Интенсивно и добротно идёт реконструкция на птицефабрике «Волжанин»... Эти результаты, полученные в столь короткие сроки, лишний раз убеждают в том, что есть смысл вкладывать средства в сельскохозяйственную отрасль. Поэтому не случайно на федеральном уровне принято решение переходить от нацпроекта к принятию, а затем и к реализации широкомасштабной программы развития сельского хозяйства в России. Программа призвана практически утроить объёмы господдержки нацпроекта за счёт федерального бюджета.
– Михаил Васильевич, не секрет, что одной из острейших проблем агропромышленного комплекса нашей области является проблема кадров. Неумолимо сокращается число работающих на селе. К примеру, пару лет назад в сельской местности трудилось 22,6 тысячи человек, а нынче осталось 19,7 тысячи. Получается, три тысячи рабочих и специалистов ушли из хозяйств за такой короткий срок!
– Это так. И особенно критическое положение с кадрами в Большесельском и Брейтовском районах, где во всех коллективных хозяйствах осталось примерно по 400 человек. В Некоузском районе сеют, пашут и доят коров 632 человека, в Переславском – 709... Особенно огорчает, что ежегодно на селе у нас закрепляется от силы 40 – 50 молодых специалистов. Из четырёх тысяч специалистов – агрономов, зоотехников, инженеров, работающих в хозяйствах области, молодёжи в возрасте до 30 лет на сегодняшний день всего 8 процентов. Всё это побудило меня во время одного из совещаний межрегиональной группы, в котором принял участие министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, внести предложение о том, чтобы... создать на федеральном уровне специальную программу по работе с кадрами, учитывая актуальность этой проблемы. Гордеев дал поручение в короткий срок разработать министерскую программу по этой актуальной тематике.
– Существует ли чёткое представление о том, что конкретно нужно селу, каковы истинные, наиболее насущные потребности тех, кто живёт и работает в деревне?
– Совсем недавно губернатор Ярославской области Сергей Вахруков распорядился вынести на широкое обсуждение проект программы развития села. И уже есть решение в два этапа собрать вместе руководителей хозяйств, фермеров, тех, кто занимается подсобным хозяйством, а также врачей, учителей, словом, всех, для кого деревня – дом родной. Цель такого большого сбора – узнать запросы населения с тем, чтобы потом результаты этих сельских сходов вынести на обсуждение в Госдуму области.
Пятилетняя государственная программа поддержки села свёрстана на основе болевых моментов и включает в себя серьёзные инвестиции – больше 500 миллиардов рублей. И это только федеральные деньги. Ещё столько же вложат регионы. Таким образом, в ближайшие годы в нашу деревню должен прийти триллион рублей. Дмитрий МЕДВЕДЕВ,первый заместитель председателя Правительства России.
– Осеннее, 2007 года, беспрецедентное повышение цен на сыр, масло, колбасу, молочные продукты – не свидетельствует ли о том, что мы, во многом зависимые в этом плане от западных стран, стремительно утрачиваем продовольственную безопасность?
– Зависимость, безусловно, есть. В самом деле, едва Запад повысил цены на продукты питания, тут же аукнулось и у нас. Но за «бугром» это повышение не так болезненно, поскольку тот же немец, чех или француз со шведом в среднем тратят на еду около 10 процентов своих внушительных зарплат или пенсий. А вот мы от своих более чем скромных доходов проедаем от 25 до 60 процентов. То есть цены у них, и у нас на продукты выравниваются, а вот зарплаты отличаются как небо и земля...
– Сколько в России, например, привозного мяса?
– До 40 процентов, фактически каждая вторая курица или индейка – «оттуда»... Молока (если по совокупности) закупаем от 15 до 20 процентов, а вот по отдельным видам (сыр, сухое молоко) импорт доходит до 60 процентов.
– Может быть, у нас нет условий для выращивания «еды»?
– Ещё как есть. В мире существуют три зоны, благоприятные для ведения животноводства, – Западная Европа, Новая Зеландия и... Северо-Запад России. Наша область, собственно, относится к Северо-Западу. У нас для животноводства природно-климатические условия в принципе близки к идеальным. И не случайно именно здесь, в нашей области, «прописалась» и отлично прижилась известная во всём мире ярославская порода молочного скота. При определённой помощи со стороны государства мы можем получать неплохие результаты в животноводстве.
– Но не получаем...
– Судите сами, в 1990 году в области в колхозах и совхозах было 180 тысяч голов КРС, на 1 января 2008 года имелось в коллективных хозяйствах чуть больше 60, а вместе с личными бурёнками – 74 тысячи. Но дело не только, разумеется, в количестве единиц скота. На первое место я бы поставил объём производимой продукции. Надо чётко понимать, что в деревне производство молока и мяса – бизнес, и он должен быть устойчивым, рентабельным, приносить доход. Не случайно в программе развития сельхозотрасли в России заложена одна из главных задач – создание конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, которое могло бы уверенно конкурировать не только на внутреннем рынке, но и на равных состязаться с мировыми компаниями. В США уже выведены коровы, надои которых в среднем составляют 7 – 8 тысяч литров, тогда как средний надой от бурёнок в нашей области сейчас – 3800 кило. То есть мы отстаём в 2 раза!
– Как говорится, есть ещё у нас резервы...
– И не только в этом. Скажем, в России уровень господдержки сельхозпроизводва колеблется в пределах 16 – 18 долларов на гектар. В Белоруссии – 120 «зелёных» на га, в США – 250, в странах Западной Европы – 450, а в Японии – 1000 (!) долларов на гектар. Как я уже говорил, в последнее время поддержка села из нашего федерального бюджета утроилась. Но это должно быть не пределом, а лишь началом нормальной, адекватной реакции государства на те проблемы, которые реально имеются в отечественном сельском хозяйстве. И национальный проект «Развитие АПК» как раз и является тем ключом, с помощью которого мы общими усилиями должны открыть дверь к продовольственному и социальному благополучию россиян.