Плюс к этому для новосёлов нужны школы, детсады, больницы, магазины, производства, физкультурно-оздоровительные комплексы. Строительные площадки опережающими темпами обязаны обеспечить инженерными и транспортными коммуникациями энергетики, газовики, дорожники. При этом, чтобы сберечь государственные средства и максимально заинтересовать инвесторов, новостройки должны соответствовать ресурсному потенциалу городов и поселений.
Весь комплекс перечисленных взаимосвязанных условий предусматривается, во-первых, стратегией социально-экономического развития области, принятой минувшим летом, во-вторых, схемой территориального планирования области, а конкретно в городах и сельских поселениях генеральными планами развития территорий.
До начала прошлого года новый генеральный план был разработан только у областного центра. Остальные населённые пункты региона располагали лишь устаревшими схемами развития территорий, подготовленными в основном в 70 – 80-е годы прошлого века.
Уже год департамент градостроительства и архитектуры занимается организацией процесса разработки новых генеральных планов, и есть определённые успехи.
Анализируя ход реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» на заседании правительства области в конце января этого года, губернатор Сергей Вахруков отметил, что наличие качественных генпланов является одним из основных условий позитивного развития поселений. Разработку этой градостроительной документации согласно нормам Градостроительного кодекса РФ планировалось вести до 2010 года. Сергей Алексеевич потребовал этот процесс ускорить.
– Тормозит строительство подготовка площадок, – отметил он. – Порой энергетики и газовики не готовы подключить коммуникации к уже строящемуся дому.
Это хотя и косвенно, но тоже связано с необходимостью перспективного планирования развития территорий.
О том, что делается департаментом градостроительства и архитектуры Ярославской области, чтобы как можно меньше препятствий было для ускорения капитального строительства, мы попросили рассказать директора департамента, главного архитектора области Дмитрия БРАНДУКОВА.
– Дмитрий Ильич, ваш департамент подготовил и вынес на утверждение администрации, Госдумы области и губернатора нормативы градостроительного проектирования в Ярославской области. Как это должно повлиять на весь процесс капитального строительства в регионе?
– Начну с того, что побудило нас заняться созданием этого нормативного документа. Вы знаете, что в девяностые годы резко сократились темпы и объёмы строительства. И лишь недавно благодаря стабилизации экономики России появилась возможность вкладывать серьёзные средства федерального, регионального, местного бюджетов, а также инвесторов в решение жилищной проблемы и связанного с ней развития инфраструктуры городов и поселений. Строительство становится массовым.
В 2008 году мы должны в области построить 520 тысяч квадратных метров, то есть практически выйти на уровень самых высоких темпов жилищного строительства, которые удавалось достичь в лучшие из доперестроечных годы. И при этом не хрущоб нагромоздить, а удовлетворить современные потребности населения в более качественном жилье в смысле благоустройства, архитектурного облика, нормальной экологической и санитарной среды в жилых кварталах, обеспеченности социальной инфраструктурой.
Более 15 лет строили мало, а генеральными планами развития городов и поселений по финансовым причинам вообще не было возможности заниматься.
Летом минувшего года область приняла стратегию социально-экономического развития региона, второй год идёт разработка генеральных планов городов и поселений. Проектным организациям заказано более 40 генпланов. Создан генеральный план Ростова, на выходе генпланы Рыбинска, Углича, Тутаева, Переславля-Залесского других крупных городов и поселений. В будущем году их должны иметь все муниципальные образования области.
Ну а дальше предстоит в рамках этих генеральных планов вести конкретное проектирование жилых комплексов, заниматься размещением производств, готовить площадки для инвесторов с привязкой к газовым и энергетическим сетям, дорогам.
Не секрет, что за те 15 – 20 лет, пока в районах почти ничего не строили, архитекторов порастеряли. Возникли трудности с подготовкой проектной документации, её согласованием в надзорных органах. Это неудивительно, потому что только очень квалифицированный архитектор может разобраться более чем в 200 существующих сегодня СНиПах (строительных нормах и правилах), ГОСТах и других документах, регламентирующих градостроительную деятельность, которые ему приходится пересмотреть, чтобы выбрать нужные. При этом ни один из этих документов не является легитимным, обязательным, а лишь рекомендательным.
Сейчас мы даём в руки архитекторов и проектировщиков области систематизированный сборник СНиПов, ГОСТов и методик, из которого отсеяны все лишние, неприменимые в нашем регионе по климатическим особенностям, исторически сложившимся традициям застройки, планировки. Сборник получит статус нормативного документа, руководствуясь которым архитекторы и будут проектировать генеральные планы, готовить проекты планировки.
– Не свяжет ли этот свод правил инициативу архитекторов?
– В этом сборнике учтены самые необходимые для выполнения нормы благоустройства, озеленения, освещённости, габаритов зданий, обеспеченности дорогами. Например, проблема автомобильных пробок, которая прежде всего связана с тем, что за годы экономической нестабильности в развитие дорожной сети не было возможности вкладывать достаточное количество финансовых средств. И только сейчас мы вплотную начинаем заниматься этим вопросом, в частности, на долевой основе с участием федерального финансирования приступили к строительству таких объектов, как Карабулинская развязка, реализуем целый ряд собственных проектов по развитию дорожной сети.
Другой выход – вывод из центра города крупных торговых и деловых центров. Это предусматривают и генеральные планы. Но инвесторов надо привлечь к строительству на окраинах. Для этого мы должны согласовать наши предложения в сфере градостроительного развития с планами энергетиков, дорожников, чтобы они нашли потребителя своей продукции в том районе города, который мы решили развивать.
– Мы знаем по письмам наших читателей, сколько конфликтов вплоть до суда было по поводу уплотнения застройки дворов. Это тоже результат нарушения норм?
– Конечно, конфликты и возникают потому, что не учитываются нормы озеленения, не выдерживаются положенные расстояния между домами, не отводятся места для размещения детских городков, спортивных площадок. Теперь уплотнение застройки будет строго регламентировано.
В последние годы строители пренебрегали нормами озеленения. А это нарушение прав граждан на здоровую экологическую среду. Нормативы обяжут при строительстве оставлять или вновь сажать столько деревьев, сколько предусмотрено нормами. Без этого городские власти, администрация поселений не дадут разрешение на строительство.
Кроме того, издание сборника нормативов облегчит работу городских и районных архитекторов с документацией, ускорит её согласование, а значит, и темпы строительства.