СЕКРЕТЫ РАДИОИСТОРИИ
Тормоза здесь действительно делали: с 20-х годов и вплоть до Великой Отечественной войны завод снабжал железнодорожный транспорт надёжными отечественными тормозами. Но самая ранняя история предприятия восходит к войне 1914 года.
С неё и начал свой рассказ журналистам о заводе ветеран, посвятивший ЯРЗ всю трудовую жизнь, технический директор Игорь Флегонтов. В год 55-летия, пожалуй, впервые представители СМИ услышали такой подробный рассказ о секретном «тормозном».
– Судьба предприятия с первого колышка связана с обороной России. Видите строения в виде инициалов П, Г и Щ. – Игорь Борисович показал на макете завода три самых небольших корпуса, приютившихся в уголке просторной завод-ской территории, застроенной современными многоэтажными цехами. – Пётр Григорьевич Щетинин, таким оригинальным образом увековечивший своё имя, основал завод по производству аэропланов фирмы «Дукс». Завод достроили к 1918 году, когда в Ярославле полыхало восстание и было не до аэропланов. До 1921 года здесь собирали повозки для гужевого транспорта, санитарные двуколки, телеги, потом территорию отдали в концессию фирме «Вестингауз», а через год завод национализировали.
Экспозицию послевоенной истории предприятия открывает небольшая, с матросский сундучок, компактная радиостанция «Клен». С неё начался выпуск радиостанций для всех самолётов, выпускавшихся в Совет-ском Союзе. «Клен» оказался настолько совершенным, что на его основе было выпущено несколько поколений разных модификаций, которые востребованы и в наши дни не только в отечественной авиации, но и за рубежом.
ВСЕГДА НА СВЯЗИ
Здесь же в музее можно подержать в руках и малютку – современную радиостанцию, чуть потолще обычного мобильника, которой оснащены российские пехотинцы.
– Главная особенность этой станции, – отметил Игорь Флегонтов, – связь в условиях технического маскирования, не поддающаяся расшифровке противника. В ней использованы новейшие технические решения, которые есть сейчас… Наши радиостанции тактического звена управления могут работать с компьютером, кроме речевой, способны передавать видеоинформацию: карты, фотоснимки объектов.
Представлены и радиостанции для более высокого тактического звена управления – на уровне батальонов, полков. С помощью набора таких радиостанций дальность связи можно увеличить до полутора тысяч километров.
Показал Игорь Борисович и уже знакомые по промышленным выставкам недавние «хиты» Ярославского радиозавода в области спасательной техники, входящей в международную космическую систему «КОСПАС САРСАТ». Без радиобуев различной мощности, соответствующей классу судна от океанского лайнера до парусной яхты, сегодня ни один экипаж не может быть выпущен в открытое море. Известный среди моряков ярославский радиобуй «Афалина» уже спас жизни многим терпящим бедствие.
Одно из самых перспективных направлений работы Яро-славского радиозавода – участие в оснащении спутниковых систем «ГЛОНАСС» (Глобальных навигационных систем), которые должны превзойти американскую аналогичную систему «GPS».
Полгода назад некоторые изделия Ярославского радиозавода сравнивали с французскими аналогами. Специалисты были поражены тем, что по всем инженерным параметрам российские изделия превосходят европейские.
ОТ ВЫЖИВАНИЯ –
К ПРОЦВЕТАНИЮ
О сегодняшнем дне предприятия продолжил рассказ генеральный директор завода Сергей Якушев.
Сергей Владимирович возглавил завод в самое трудное время «выживания» оборонных отраслей. Он принял дела, когда зарплату работникам не вы-плачивали по шестнадцать месяцев. Люди десятками покидали ЯРЗ. Уходили лучшие специалисты. Несколько лет шла напряжённая борьба за сохранение предприятия, пока в 2001 году не наметился перелом в государственной политике по отношению к высокотехнологичным оборонным заводам.
– В последние годы завод наращивает объёмы производства, осваивая новые виды изделий, – отметил Якушев. – В 2005 году мы выпускали продукции на 500 миллионов рублей, в 2006 – на 850 миллионов, в этом году ожидаемый результат – полтора миллиарда рублей, а на будущий год – уже два миллиарда. В отличие от прошлых лет, министерство обороны, МЧС и другие заказчики своевременно оплачивают все заказы. Проблема лишь в том, что теперь спрос превышает наши возможности, это подталкивает нас к ускорению технического перевооружения производства, вложению значительных инвестиций в приобретение современных станков с числовым программным управлением, машинообрабатывающих центров. Крепчает и кадровый состав. Мы – единственное в городе предприятие, которое за год создало 420 новых рабочих мест. А всего сегодня на радиозаводе работают 1780 человек. Средняя зарплата – 18 тысяч рублей, и к 2008 году она должна возрасти до 20 тысяч рублей. Сегодня у нас большая потребность в высококвалифицированных специалистах. Их готовит наш базовый лицей № 18, есть договоры с Рыбинской Государственной авиатехнической академией, с Ярославским государственным университетом им. Демидова. Они готовят нужных нам специалистов. Наиболее способных студентов мы с третьего курса приглашаем работать техниками, чтобы по окончании вуза пополнить штат профессионалами.
К сказанному Сергеем Владимировичем стоит добавить, что у молодёжи на заводе большие возможности карьерного роста, лучших здесь выдвигают на руководящие должности. Действует программа поддержки молодых семей, в здрав-пункте работников завода бесплатно обслуживают лучшие врачи поликлиники № 2. В ближайших планах предприятия – кредитование молодых специалистов на покупку квартиры, а сегодня иногородним выплачивается компенсация за наём жилья.
Результат не заставил себя ждать – качественно изменился кадровый состав предприятия. Если в девяностые годы средний возраст работников зашкаливал за 50 лет, то сегодня он составляет 42 года. Треть коллектива – люди в возрасте до 30 лет.
Это здоровое сочетание опыта и молодости, это перспектива роста для предприятия.
Гость | 04.06.2018 в 18:46 | ответить0
У меня в архиве есть авторское свидетельство на изобретение ном. 29125 выданное В.С. Мартынову с группой его сотрудников. Рукой Валентина Сергеевича карандашом подписано: «Магнолия». Ещё есть стенгазета, выпущенная в честь юбилея В.С, в которой рассказано как проводились испытания изделия «магнолия» в полевых условиях.
Л. Марков urupmarka@yandex.ru