Госдума области на заседании 25 сентября приняла постановление № 228 «Об обращении Государственной думы Ярославской области к председателю Правительства Российской Федерации В. А. Зубкову «О мерах по нормализации ситуации, сложившейся в связи с проведением ООО «Яррегионгаз» договорной кампании на поставку газа в 2008 – 2012 годах промышленным предприятиям Ярославской области». Ниже публикуется полный текст обращения.
«Уважаемый Виктор Алексеевич! Депутаты Государственной думы Ярославской области обращаются к вам с просьбой взять под свой контроль деятельность ООО «Межрегионгаз» и его дочерних, а также созданных при его участии предприятий, поставляющих газ в регионы. С нашей точки зрения, ООО «Межрегионгаз» осуществляет свою деятельность с нарушением отдельных положений Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 № 162, Гражданского кодекса Российской Федерации и федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции». Ситуация, на наш взгляд, становится чрезвычайной в связи с началом отопительного сезона.
В третьем квартале 2007 года ООО «Яррегионгаз» обратилось к промышленным предприятиям Ярославской области с предложением заключить долгосрочный договор на поставку газа на 2008 – 2012 годы и расторгнуть ранее заключённые с ним договоры. На наш взгляд, некоторые положения проекта долгосрочного договора на поставку газа являются необоснованными.
Так, предлагаемый договор не учитывает наличие на балансе промышленных предприятий котельных, которые обеспечивают тепловой энергией объекты коммунального и социального назначения, включая жилищный фонд населения. Он не предусматривает льготные условия для промышленных предприятий, занятых поставками тепловой энергии на коммунальнобытовые нужды (например, неравномерность поставки по месяцам), несмотря на то, что отдельные промышленные предприятия на отопление жилищного фонда населения расходуют до 80 процентов закупаемого газа.
Договор предусматривает 100процентную предоплату закупки газа, а также установление промышленным предприятиям среднесуточного договорного объёма поставки газа на весь период с 2008 по 2012 год, что весьма затруднительно сделать в условиях наблюдающихся в последнее время погодных аномалий, технологических изменений объектов газопотребления, низкой платёжеспособности многих промышленных предприятий и иных факторов.
Небесспорным является предоставление ООО «Яррегионгаз» права в одностороннем порядке изменять согласованный с промышленными предприятиями договорный объём поставляемого газа (в зависимости от сроков и размера перечисленного авансового платежа) и отказывать предприятиям распоряжаться по своему усмотрению предварительно полностью оплаченным, но неотобранным объёмом газа. ООО «Яррегионгаз» фактически присваивает денежные средства промышленных предприятий за оплаченный, но неотобранный объём газа в виде неустойки за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
В проекте договора установлены повышенные штрафные коэффициенты промышленным предприятиям за объём отобранного газа сверх определённой договором нормы (1,9 и 1,5 и предполагается их увеличение до 3), которые значительно превышают коэффициенты, установленные действующими Правилами поставки газа в Российской Федерации (1,1 – 1,5).
Из приведённых положений договора следует, что промышленные предприятия Ярославской области поставлены в крайне жёсткие и невыгодные условия при проведении отбора газа у газоснабжающих организаций. С одной стороны, недоплатив в установленный срок аванс за ещё не отобранный газ, предприятия теряют право получения согласованного сторонами объёма газа и вынуждены приобретать его по тарифу, скорректированному с учётом штрафных коэффициентов. С другой стороны, полностью оплатив газ ещё до начала его отбора, но не использовав его в полном объёме, предприятия не получают фактически оплаченный ими товар. При этом промышленные предприятия не имеют права перераспределять уже оплаченный, но неотобранный объём газа путём продажи его другим организациям.
Подобная ситуация имеет место в других регионах Российской Федерации и требует решения на высшем уровне. Она усугубляется тем, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации уклоняется от участия в разрешении конфликтов между поставщиками и потребителями газа, аргументируя свои действия тем, что ряд структур ОАО «Газпром» не включены в Реестр естественных монополистов. В настоящее время ООО «Яррегионгаз» фактически является монополистом в регионе. Основная масса промышленных предприятий реально, в силу сложившихся обстоятельств, включающих и постоянные проблемы с получением компенсаций из региональных и местных бюджетов за оказанные услуги по поставке газа объектам социальной инфраструктуры и населению, не может принимать участия в торгах на электронной газовой бирже. Это создаст определённые проблемы с отоплением в наступающем зимнем сезоне.
Проведение договорной кампании поставки газа по схеме, предлагаемой ООО «Яррегионгаз» в Ярославской области, приведёт к тому, что промышленные предприятия области будут поставлены в крайне жёсткие и невыгодные условия при заключении договора отбора газа. На наш взгляд, заключение договора с поставщиками газа на предлагаемых ими условиях неминуемо приведёт к резкому повышению стоимости продукции предприятий области, уменьшению конкурентоспособности товаров, собираемости налогов и сокращению доходов областного бюджета.
Считаем преждевременным исключение структур ООО «Межрегионгаз» из Реестра естественных монополистов и видим целесообразным корректировку законодательства Российской Федерации о поставках газа.
Просим вас:
1. Взять под свой особый контроль деятельность ООО «Межрегионгаз» и централизованно внести изменения в типовой проект договора в части, нарушающей Правила поставки газа в Российской Федерации.
2. Рассмотреть правомерность исключения структур ОАО «Газпром» из Реестра естественных монополистов.