Если понятнее – в вестибюле около трёх десятков фирм рекламировали бетон, счётчики тепла и воды, услуги по управлению жилыми домами и прочие полезные вещи.
Одновременно в зале выступали с докладами чиновники и коммунальщики. Обсуждали – как дальше отапливать и ремонтировать наши дома и квартиры.
Специалистыкоммунальщики разъяснили, что всё это великолепие – пробковые покрытия, тёплые полы и прочие прелести цивилизации – пока простым смертным не по карману. Как сказал директор ЗАО «Ярославское межмуниципальное производственное объединение» Алексей Куликов, «предприятия жилищнокоммунального хозяйства сейчас занимаются латанием дыр». О какой модернизации они могут мечтать? Тарифы зарегулированы и искусственно сдерживаются. Цены на энергоносители растут, и деньги, которые люди платят за квартиру, не покрывают расходов предприятий ЖКХ. Сперва нужно разработать эффективную систему управления жилищнокоммунальным хозяйством, а потом уже мечтать обо всём, что представлено на стендах.
Об управлении российским ЖКХ всё сказано случаем, произошедшим недавно в Москве на всероссийском съезде управляющих компаний. Вышел на трибуну докладывать о достижениях главный коммунальщик продвинутого города Москвы, а ему – вопросик из зала: «Сколько процентов коммунального хозяйства столицы под управлением ДЕЗов?». Большой чиновник слегка покраснел и отвечает: «Семьдесят пять». Тут зал засмеялся, зашикал, ктото даже предложил оратору с трибуны уйти – говоритьто всё равно не о чем. В Ярославле (как и в других провинциальных городах) старичкиДЕЗы распространены гораздо больше, чем в столице. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) организуются медленно, их чуть ли не по пальцам можно пересчитать. Управляющих компаний – тоже.
А ДЕЗы латают старые дырки. Между тем, ещё летом постановлением № 185 Правительства РФ создан федеральный фонд поддержки ЖКХ и «закачано» в него ни много ни мало – 240 миллиардов рублей. Вот только рассчитывать на кусочек от такого большого пирога могут только те предприятия ЖКХ, доля государственного капитала в которых не превышает 25 процентов. Кроме того, фонд требует: если поддерживаемые им предприятия затеют в управляемом ими доме капитальный ремонт, то 5 процентов должны оплатить сами жильцы. Одним словом – с нашими холодными квартирами и текущими трубами должен справляться хозяинчастник. Он придёт на выставку, послушает докладчиков на конференции. Потом купит предложенные на стендах теплоизоляционные материалы и счётчики воды и тепла. Затем на свои деньги, при некоторой помощи правительственного фонда, покроет ими фасад дома, например в Брагине. После этого расход тепла и воды в доме снизится настолько, что квартплата и расходы по содержанию дома сравняются. Квартиросъёмщики, то есть мы с вами, заживут в тепле и чистоте, а новый хозяин будет при барышах. Разумеется, лет через пять – семь после того, как он вообще появится. А до этого можно и по выставкам походить – полюбоваться.