Рустам Русланович на переславской земле работает уже одиннадцатый год. После того, как, поступив из Кабардино-Балкарии на юридический в Ростове-на-Дону, оттуда перебравшись в столицу и окончив Московский юридический институт МВД, он занял должность оперуполномоченного уголовного розыска.
5 октября 2012 г., в День службы уголовного розыска, уже в должности начальника отдела получил престижнейшую среди ярославских сыщиков премию памяти Марата Наумовича Зайденшнира, вручаемую лучшему сотруднику розыска области.
Рустам Шопаров рассказывать не любит. Зато любит и умеет слушать. При этом в его глазах загораются такие огоньки искреннего интереса к собеседнику, что хочется рассказывать и рассказывать, как старому доброму другу. Незаменимое качество для опера. Но в этот раз вопросы задавал я…
– Конечно, такое географическое положение района имеет свои отрицательные стороны, – говорит майор полиции Шопаров. – В первую очередь это сказывается, когда преступления совершаются лицами из другой области у нас на территории, которые потом пытаются скрыться у соседей. В этом случае оперативно значимая информация об этих людях приходит с такой задержкой, что значимой перестаёт быть, и нам приходится рассчитывать только на свои возможности.
Если же говорить о «влиянии Москвы», то, по словам Шопарова, оно выражается прежде всего в большом количестве на территории Переславского района дач жителей столицы и Московской области. Понятно, что именно они в первую очередь интересуют преступников. Кражи совершаются обычно в межсезонье, и следы проникновения хозяева обнаруживают только весной. Такие следы оперативники называют «подснежниками».
Впрочем, в этом году случились исключения. В течение января – февраля были обворованы 15 частных коттеджей. Ущерб хозяевам был нанесён значительный. Брали бытовую и строительную технику и одежду. В том же коттеджном посёлке преступники вскрыли сейфы и вынесли хранящиеся там дорогие охотничьи гладкоствольные и нарезные ружья для дельнейшей их продажи. Воры работали профессионально, что неудивительно: в организованной преступной группировке орудовали трое местных жителей в возрасте от тридцати до сорока лет, двое из них были неоднократно судимы. Причем главарь банды являлся профессиональным вором-«домушником», то есть своё преступное ремесло знал досконально.
ОПГ была установлена, а все её члены задержаны и впоследствии осуждены. Всё похищенное сыщики обнаружили в одном из переславских гаражей и вернули хозяевам. Немалую долю из общего объёма украденного составляло строительное оборудование. Преступники ждали наступления весны, чтобы с началом ремонтного сезона начать продавать таким же дачникам, как и потерпевшие. Однако не успели… Главарь группы получил шесть лет особого режима как особо опасный преступник.
Эпизоды с хищением оружия были выделены в отдельное уголовное дело по статье 226 УК РФ. Так что уже сидящие в местах лишения свободы преступники имеют все шансы скоро оказаться на родине, но только в автозаках, чтобы выслушать приговоры о дополнительных сроках.
Возникает естественный вопрос: как могли московские дачники оставить в нежилых домах не только ценные вещи, но и оружие? Шопаров отвечает просто: состоятельные хозяева считали, что один вид их хором может стать надёжной защитой от посягательств.
Однако в преступном мире «плавают рыбы» разных весовых категорий и аппетитов, для которых высокий забор не является неприкасаемым объектом. Поэтому вне зависимости от высокого уровня пафосности нельзя забывать о мерах безопасности.
Более высокий процент состоятельных людей в районе сказывается и на наличии здесь других видов преступлений. Те же разбойные нападения происходят с размахом. В декабре прошлого года трое преступников осуществили тщательно разработанный четвёртым подельником план. Всё началось с курьёза в полном соответствии с эпизодом из фильма «Однажды в Америке». Кто-то случайно узнал о странном поступке хозяев, информация «дотекла» по женской линии до ушей человека, мыслящего весьма конкретно, и – результат…
Так же и в Переславле: был рассказан в достаточно узком кругу как забавный анекдот-факт, что ключ от сейфа хранится у хозяйки под матрасом. Человек с преступным складом ума узнал это и решил воспользоваться сей старомодной привычкой хранить ценности.
Для этого он нанял трёх не обременённых совестью и деньгами людей, которые два месяца отслеживали маршруты движения хозяйки дома и сына-школьника. Улучив подходящий момент, они похитили мальчишку, связали, забрали ключи от входа в особняк и проникли вовнутрь. Там, не мудрствуя лукаво, так же поступили с хозяйкой, нашли сейф, а под матрасом ключ…
В сейфе оказались три миллиона рублей наличностью и золотые украшения.
Уголовное дело было взято под контроль Главным управлением уголовного розыска (ГУУР) МВД России. Переславские оперативники совместно с сотрудниками ГУУР МВД смогли раскрыть его через два месяца. Сейчас все участники группировки осуждены. Организатор получил восемь лет лишения свободы.
И хотя показатели по количеству совершаемых разбоев в городе снижаются по сравнению с предыдущим годом, работникам уголовного розыска расслабляться рано.
Например, в сентябре на окружной переславской дороге неизвестный в маске и с предметом, похожим на пистолет, напал на автозаправочную станцию. Денег в кассе оказалось немного – четырнадцать тысяч рублей. С этой добычей преступник скрылся. Впрочем, если не обращать внимания на приближённость Переславля к Московскому региону, то обнаруживаешь, что здесь наличествует весь «букет» преступлений, происходящих и в большом городе. Раскрытие их в той или иной степени проходит через руки подчинённых Шопарова и их коллег.
Преступления по незаконному обороту наркотиков: две недели назад опера из УМВД накрыли героиновый наркотрафик, который возглавлял гражданин, отбывающий срок в местах не столь отдалённых.
Оперативное сопровождение по раскрытию преступлений против сексуальной неприкосновенности, расследованием которых занимается следственное управление СК России по Ярославской области, также проводят оперативники уголовного розыска. Недавно был задержан гастарбайтер, за которым числилось аж три эпизода покушения на изнасилование. Однако сил у южного гостя на то, чтобы справиться с местными дамами, не хватало, поэтому он отбирал у жертв сотовые телефоны и убегал. Пока не догнали оперативники…
– Несмотря на наш «транзитный статус», криминогенную погоду здесь всё равно делают не гастролёры, а местная публика, – говорит Рустам Русланович. – И от того, насколько мы с ними справляемся, зависит обстановка в районе в целом.
– Среднестатистический портрет современного преступника можно описать? – спросил я.
– От двадцати до тридцати лет, неработающие. Пробующие свои «криминальные способности» во всех сферах, где чем-то можно поживиться. До очередной отсидки. Возвращаются и начинают заново…
В ходе беседы с Шопаровым мы коснулись темы, достаточно сейчас обсуждаемой на ярославских общественно-политических сайтах. Например, насколько «достойно для интеллигентного человека» сообщать в правоохранительные органы о совершённом преступлении или правонарушении.
– В 2007 году мы выявили и задержали преступника, совершившего пять изнасилований, – ответил Рустам. – Обычный работник одного из переславских предприятий, как говорится, «идеальный семьянин». Порносайтов насмотрелся, видимо…
Под угрозой пневматического пистолета негодяй нападал на очередную жертву, насиловал её в одном из парков и исчезал. Пострадавшие не обращались в полицию. Об этом сотрудники переславского уголовного розыска узнали случайно. Как говорится, от граждан. Пришли к пострадавшей девушке, попросили составить словесный портрет, узнали о месте преступления. Сидели в засадах, пока не установили личность нападавшего. Уговорили пострадавшую всё же написать заявление, объяснив, что только от неё зависит, прекратит тот свою преступную деятельность или нет. После этого все остальные жертвы насильника согласились сотрудничать со следствием. Преступник был признан вменяемым и получил по заслугам.
На прощание Рустам Шопаров сказал:
– Так получилось, что на службу в полицию я попал по совету родителей. У меня на родине, в городе Тернауз Кабардино-Балкарии, был друг на год старше. Он поступил в институт МВД в Ростове-на-Дону. И мои родители сказали мне: «А ты чем хуже? Попробуй!» И я попробовал… И не жалею. Кстати, 5 октября – день рождения не только уголовного розыска, но и моей мамы. В этом году я сделал для неё особый подарок – получил премию памяти Марата Зайденшнира, о которой не мог даже и мечтать.
Что же касается особого «влияния географического положения местности на криминогенную обстановку», то местные сыщики, ловя воров, разбойников, насильников и убийц, рассуждают просто, словами главного героя кинофильма «Мой друг – Иван Лапшин»: «Какая у них психология? Обычные душегубы!»