Выбор «Полицейским вестником» Ярославского района был не случаен. Он самый большой на территории региона среди муниципальных образований, у него больше всего «соседей». Но даже это не главное. В районе постоянно проживают 52973 человека, в то же время здесь имеется свыше 250 дачных посёлков и садоводческих товариществ. Приплюсуем сюда десяток детских оздоровительных лагерей (из тех, что не закрылись) и санатории с домами отдыха. Всё это значит, что с мая по сентябрь каждого года его население увеличивается в три раза. Дома здесь принадлежат не только жителям областного центра и местным, но и приезжим из Москвы. Следовательно, разброс уровня достатка и, соответственно, конфликтов интересов самый широкий.
…Пока жду начала развода, после которого наряд ППС отправится на патрулирование в район, начальник штаба Ярославского ОМВД Михаил Белояров и замначальника полиции по охране общественного порядка Юлия Малова вводят в курс дела.
Оказывается, не меньше местных жителей проблемы полиции создают городские.
Например, на территории района находятся широко известные гипермаркеты «Вернисаж» (на въезде в город со стороны Московского шоссе) и «Глобус» (за Волгой). За шесть месяцев этого года сотрудники Ярославского ОМВД составили 56 административных протоколов по статье 7.27 КоАП РФ «Мелкое хищение». Иными словами, на воришек, орудующих в магазинах. Кроме того, ежемесячно возбуждаются уголовные дела в отношении тех, кто не смог удержаться в рамках ущерба не более одной тысячи и стащил товара на большую сумму. Подавляющее большинство задержанных – жители Ярославля.
Естественно, никуда не денешься и от «злоупотребления»… За те же полгода 2012-го сотрудниками полиции ОМВД по статье 20.21. КоАП РФ было составлено 14047 протоколов. С первого же июля, как известно, к спиртным напиткам приравнено и пиво. А это означает, что распитие его в общественных местах также будет административно наказуемо.
…Развод закончен, задачи поставлены, и автор этих строк в экипаже, состоящем из заместителя начальника отдела участковых уполномоченных и инспекторов ПДН подполковника полиции Андрея Куклина, полицейских ППС прапорщиков Александра Суратова и Олега Савельева, выезжает в район. Пробираемся через промзону к окружной дороге в районе Нефтестроя через огромные завалы несанкционированной свалки.
– Ловили нарушителей за руку вместе с природоохранной прокуратурой, – комментирует ситуацию водитель Суратов. – Однако мусорят по-прежнему. Значит, законодательство слишком либеральное.
Мы держим путь в сторону посёлка Макеевское. Уже давно канула в Лету слава бывшего совхоза-миллионера, и всё чаще он начинает фигурировать в оперативных сводках...
Вот и сейчас машина едет на окраину посёлка, где устроили своё немудрёное «счастье» сторожа при недостроенных новых очистных сооружениях. Андрей Аркадьевич Куклин – местный уроженец, рассказывает:
Посёлок разросся, старые очистные сооружения перестали справляться, решили возвести новые. Однако только соорудили площадку, завели под навес – деньги кончились…
История, знакомая для всей России. Теперь здесь, около приземистой башни насосной станции, стоит проржавевший насквозь корпус старого автобуса, где обитают двое сторожей. Впрочем, «сторожка» – это громкое название обычного алкогольного притона. Вот и сейчас здесь на грязных «шконках» лежат двое пьяных мужчин – это и есть «сторожа при исполнении».
Пока прапорщик Савельев составляет бумаги на обитателей «автобуса», Суратов «оформляет» третьего мужчину, моложе, – сына одного из тех, кто «работает» здесь в горизонтальном положении.
Выясняется, что парень вместе с семьёй приехал сюда в 1990-м из Узбекистана, отслужил армию, получил профессию сварщика. Однако сейчас без работы – уволили. За многодневный прогул. Причина прогула очень веская – «нужно было срочно съездить в Москву, не отпустили». Хотя, скорее всего, никакой Москвы не было, а был «нырок в стакан». На своё нынешнее социальное положение мужчина смотрит философски:
– Ничего, скоро уборочная пойдёт, техника ломаться станет, сварщики понадобятся – опять примут!
Фраза из рассказов Василия Шукшина. Ничего не меняется, несмотря на айпады, айфоны, андронные коллайдеры и прочие атрибуты XXI века…
Следующий пункт посещения в Макеевском – общежитие работников сельхозпредприятия. Как бывших, так и нынешних. Некогда оно имело статус «образцового». С тех пор много воды утекло, и теперь нашему взору предстаёт многоэтажная «нора» с разбитыми ступеньками, покосившимися дверями, забитыми кое-где фанерой, чёрными от грязи и по причине отсутствия лампочек коридорами...
– Осторожно, не наступите! – любезно приветствует нас чумазая ребятня у входа, показывая на ступеньки. – Тут недавно одного стошнило!
– Пьянство и драки, – поясняет прапорщик полиции Савельев, – ездим сюда постоянно.
– Рано приехали! – говорят нам женщины – жительницы общежития. – Завтра всё главное начнётся.
Эти слова подтверждают точку зрения офицеров из ОМВД: специфика сельских районов такова, что пик правонарушений в них происходит не с пятницы на субботу, как в городах, а с субботы на воскресенье. Именно в это время летом на природе народ начинает отдыхать активнее всего.
– Хорошо, что не забываете, – говорит полицейским одна из женщин. – Вот только бы сюда ещё прислали ГАИ… Завтра вечером пьяные по посёлку на машинах и мопедах начнут гонять – страшно будет на улицу выйти!
– Да, ДПС здесь бы не помешало побывать, – замечает вполголоса Куклин, когда мы идём к машине.
Видимо, для контраста заезжаем в детский оздоровительный лагерь имени Александра Матросова – один из немногих, что выжил и активно работает. Сегодня здесь дискотека, поэтому полицейские считают, что посмотреть за общественным порядком будет не лишним. На территории лагеря нас встречает мальчишка с раскрашенным зелёной гуашью лицом. Ах да, ведь пятница, тринадцатое…
Гремит музыка, обстановка спокойная. Дети провожают нас рассеянными взглядами. Привыкли. Большинство здесь – ребята из Ярославля. Вспоминаю недавнее посещение Макеевского. Дискотеку в местном клубе для местной молодёжи там закрыли. По словам Куклина, пацаны в пьяных драках расколотили в туалетах всю сантехнику и стёкла. Видимо, устроители посчитали, что проводить такие мероприятия себе дороже, тем более что билеты стоили сравнительно дёшево. На большее у местных всё равно денег нет. Поэтому сейчас «сохранившиеся» у молодёжи рубли пойдут опять же на пиво…
…Новый адрес: бывший военный городок лётчиков в Туношне. Звонок от соседей с жалобой, что за стеной с ночи продолжается пьянка, громко звучит музыка. Первыми нас встречают за бывшим КПП брошенные сравнительно новые, но уже разграбленные пятиэтажки. Такими они стали после того, как лётчики получили жильё от Минобороны и уехали, а военное ведомство так и не смогло договориться с местными властями об условиях передачи коммуналки.
В квартире нарушителей общественного порядка нас встречает одинокая пьяная дама, которая не желает впускать сотрудников правоохранительных органов через порог. Подполковник Куклин терпеливо выясняет у неё, куда подевались хозяева. Однако после фразы дамочки: «Понацепляли тут погоны…» – вперёд выдвигается внушительная фигура прапорщика Савельева, и мадам решает всё же не искушать судьбу и вызывает по телефону отправившегося за «горючим» хозяина.
Усоседей остаётся участковый, чтобы оформить объяснения, а экипаж ППС выезжает в сторону Воробино: на реке Великой молнией убило человека. Пока находимся в дороге, начинается «час звонка». Сначала прапорщик Суратов связывается с отрядом ярославских полицейских, несущих службу в Ингушетии, и сообщает, что на соседей напали боевики. Наши поднялись по тревоге, потерь нет. Затем подполковник Куклин объясняется с начальством по телефону по поводу жалоб настырной гражданки, требующей убрать шлагбаум на дороге, ведущей в деревню Лаптево, что в Карабихском сельском поселении…
Выясняется, что её жители за свой счёт отремонтировали дорогу, ведущую к населённому пункту, а чтобы по ней не ездили дачники (у них есть своя дорога, но хуже), поставили шлагбаум. Дачникам это не понравилось, и они отрядили в поход женщину, обладающую очень пробивным характером. Не обращая внимания на аргументы, что эта проблема находится не в ведении органов внутренних дел, а местных властей, она принялась усиленно обрабатывать жалобами полицию. Вплоть до генерала…
…Тем временем подъезжаем к Воробино. На обочине стоят несколько дорогих иномарок. Со слов очевидца узнаём, что мужская компания собралась на рыбалку, попала под грозу. Только стали собираться домой, ударила молния и убила одного из них. Тридцать лет, не женат… Ждём приезда представителей СКР. В тишине сидим в кабине. Льёт дождь, «дворники» УАЗа не справляются с его потоками… Съездил человек на рыбалку… В пятницу, тринадцатого.
На обратном пути спрашиваю Куклина, как разрешилась ситуация со шлагбаумом.
– Снесли! – ответил он. – Но нет гарантии, что завтра он не появится снова. А значит, новые жалобы.