Тишина в Кармановском
В «мою» группу входит старший инспектор ПДН ОП «Центральный» майор полиции Ольга Андреева, участковый уполномоченный того же отдела лейтенант полиции Станислав Балейкин и сотрудник батальона ППС старшина полиции Эльман Маграмов. Первый «улов» случился прямо у стен Центрального отделения связи на Богоявленской площади, пока они поджидали автора этих строк. Молодой человек, уже ранее судимый, в открытую дул пиво у стен учреждения.
После того, как на него был оформлен протокол по статье 20.21 КоАП РФ «Нахождение в пьяном виде в общественном месте» (штраф от ста до пятисот рублей), его отпустили. И тогда, когда он стал выбираться из салона микроавтобуса, стало абсолютно ясно, что парень пьян: забыв забрать свой паспорт, он не смог перебраться через оградительный бордюр и, чтобы не опозориться, сверзнувшись вниз, аккуратно, бочком, побрёл к открытому проходу. Пока старшина Маграмов догонял его, чтобы вернуть паспорт, майор Андреева ввела меня в курс дела:
– На данный момент по законодательству ответственность за распитие пива в общественных местах не предусмотрена. (Правда, планируется ввести её уже летом нынешнего года). Поэтому мы стараемся людям не портить отдых и «привлекаем» только тех взрослых граждан, что гуляют по улицам и дворам с явными признаками алкогольного опьянения.
– А как же запрет на распитие пива на Волжской набережной и в скверах исторической части города? – спрашиваю я.
– Тут наши постоянные пешие патрули своими профилактическими замечаниями просто отучили народ сидеть на лавочках с пивом в обнимку, – отвечает Ольга Альбертовна. – Сейчас люди если и пьют, то цивилизованно, пряча бутылку в бумажный пакет. Кстати, выпуск таких специальных пакетов сообразительные предприниматели уже наладили…
За разговорами мы не замечаем, как подъезжаем к посёлку Кармановский, который хотя и находится «на задворках» Ярославля, но формально входит в Кировский район города. Здесь, согласно детальному плану, разработанному полицейским штабом, требуется проверить несколько несовершеннолетних «подучётников», ранее совершивших грабежи и кражи.
В Кармановском – тишина. На стуки под лай собак в ворота домов никто не отзывается. То ли нет дома, то ли попрятались. Хотя, конечно, понятно, что в этот тёплый вечер молодёжные компании не сидят дома, а устроились где-то в укромных уголках. В этом смысле для поселковых мальчишек – раздолье, и им незачем разгуливать по узким улицам вдоль заборов.
«Куда уйдём со школьного двора?»
Следующие остановки по маршруту – уже в центре. Вот детский сад № 40 на улице Богдановича. Калитка на его территорию не закрыта. Внутри с детьми гуляет молодая женщина, «распивающих» нет. Лейтенант Балейкин долго и безрезультатно стучит в дверь дошкольного учреждения, чтобы узнать у сторожа, собираются ли здесь компании. В ответ – тишина. Помогает женщина с детьми, рассказывая, что рядом, по другую сторону территории детского сада, постоянно собираются выпивохи. Но на этот раз и здесь всё чисто.
– Видимо, недавний дождь всех разогнал, – замечает Маграмов.
И вот мы на «пятёрке». В спортгородке школы № 76 видим компанию молодых людей. В руках одного из них – бутылка пива. Это – уже по полицейской части. Согласно законодательству, распитие пива и спиртных напитков на территории школ, детских садов, спортивных комплексов и специализированных дошкольных и внешкольных учреждений категорически запрещено.
Старшина Маграмов предлагает высокому темноволосому юноше с бутылкой в руках пройти в микроавтобус «для выяснения». За него тут же вступается более старший товарищ с накачанными «банками» бицепсов. Сам-то он пиво не пьёт, предпочитая разминаться на турнике, но авторитет среди остальной молодёжи поддержать желает. Главное, с такими людьми не ввязываться в бестолковый спор, а спокойно делать своё дело.
В салоне микроавтобуса «устанавливают личность» 18-летнего нарушителя Административного кодекса. И тут выясняется, что в информационной базе УМВД паспортных данных на молодого человека нет – только свидетельство о рождении. Это уже более серьёзное нарушение. Если за распитие пива на школьной площадке юноше на первый раз грозит штраф в сто рублей, то за жизнь без паспорта – до пяти тысяч. Парень клянётся, что «краснокожий» он получил, как и полагается, в 14 лет, и документ лежит дома.
Выезжаем туда, на улицу Автозаводскую, д. 45…
На самом деле: паспорт есть, а вот данных о нём нет. То есть он как бы есть, а как бы его и нет. При оформлении загранпаспорта в таком случае могут возникнуть серьёзные проблемы. Всё это сотрудники полиции объясняют вышедшей во двор матери юноши.
Она в свою очередь сообщает: неподалёку, на территории школы искусств, распивают пиво (да и не только его) постоянные компании. Берём адрес на заметку.
…Когда мы выезжаем со двора, Ольга Альбертовна рассказывает:
– В законодательстве у нас немало прорех. Например, законодатель запрещает продажу пива людям до 18 лет. А вот административная ответственность за такого рода нарушения предусмотрена для родителей подростков лишь до 14 лет. О юношах и девушках от 15 до 18 лет вообще ни слова. То есть покупать им пиво нельзя, а вот распивать, получается, можно.
По дороге слушаем радиостанцию на полицейской волне.
В центре города усиленно разыскивают мальчика 4 лет, который ушёл в неизвестном направлении, пока мама ходила в магазин. Спустя какое-то время его находят.
– У меня таких случаев по нескольку за неделю, – рассказывает Андреева. – Не так давно искали трёхлетнюю девочку. Мама ушла в магазин. Дочка встала на табуретку, открыла замок и пошла погулять. Матери не было несколько часов. Девочку к этому времени мы уже нашли, она сидела у меня в кабинете, смотрела мультики (специально для этих случаев держу!). Но что с ней делать? Она только имя своё знает, да ещё три пальца может показать: мол, три годика ей… И всё! А мать появилась только через четыре часа!
Другой случай. Пропал сын родителей-выпивох. Не пришёл, вроде как, с прогулки. А выяснилось, что никуда он и не пропадал, просто не мог попасть в квартиру, пока родители спали там пьяными. Мальчика пригрели соседи. Родители оклемались, в окно посмотрели – темно, и давай звонить в полицию!..