Союз архитекторов России ведет свое начало от Московского архитектурного общества, устав которого был утвержден 27 октября 1876 года. Следом за ним было создано Петербургское общество архитекторов, в разных городах страны стали появляться творческие объединения архитекторов-художников, гражданских инженеров. В XIX веке у истоков нынешнего Союза стояли такие замечательные мастера как М.Д.Быковский и Ф.О.Шехтель, а впоследствии – К.С.Алабян и многие другие выдающиеся зодчие России. Особое значение придавалось многочисленным конкурсам по важнейшим объектам того времени. Их практические итоги – здания, вошедшие в историю архитектуры начала ХХ века.
Первое организационное заседание Союза архитекторов СССР состоялось в июле 1933 года, а в 1938 году было принято постановление Президиума Союза архитекторов СССР «Об утверждении республиканских, краевых, областных и городских организаций СА СССР». Дата принятия постановления – 23 января 1938 года и считается датой рождения Ярославской организации.
Подробно рассказать о нашей истории в рамках небольшой статьи, конечно, невозможно. Поэтому к своему юбилею мы выпустили в свет коллективную монографию, посвященную персональному творчеству всех архитекторов – членов Союза. В ходе работы над ней были открыты и новые факты, и новые (а точнее, незаслуженно забытые) имена. Наша монография – это первый опыт осмысления, оценки нашей семидесятипятилетней истории. Надеемся, эта работа пробудит интерес к исследованию истории Ярославской организации Союза архитекторов России и к изучению творчества отдельных наших коллег. Они создавали и создают ту среду, в которой мы живем, к которой мы, быть может, привыкли. А персоналии очень и очень интересны. И чем больше узнаешь творчество наших коллег, тем хочется узнать больше – это того стоит. Вообще, собственная история – вещь не просто интересная. Ведь без прошлого нет будущего. И когда наши молодые коллеги задают вопрос: «Что такое союз и зачем он вообще нужен?», мы можем сказать: «Вот эти люди – ваши коллеги. Они переживали, творили, созидали. Они тоже были молодыми, горели творчеством и вдохновением. И они оставили свой след. Учитесь у них…»
Без сомнения, эта монография – первый опыт. Будут другие. Полные и точные. Будут персональные творческие отчеты и исследования наследия отдельных наших коллег.
Есть у нас и «свой дом». Это здание в стиле раннего барокко - дом Клирикова, воторый был построен в XVIII веке на углу Николо-Надеинской улицы и Николо-Надеинского переулка. Спустя триста лет ему суждено было стать Домом архитектора. Дом не вполне благополучно «дожил» до начала восьмидесятых, когда по инициативе тогдашнего председателя Союза В.Богородицкого началась его реконструкция. Нынешним коллегам сложно объяснить, что такое «лимит подряда». В двух словах это означает, что найти подрядчика под вполне реальные деньги – невозможно. Тем не менее, подрядчик нашелся – это трест «Агропромстрой». Хотя, на самом деле, здание во многом построено усилиями наших коллег-архитекторов, проводивших на объекте выходные и вечера.
В совсем недавнем прошлом архитектурному сообществу пришлось столкнуться с мощным давлением административных структур, которым было совершенно неясно, зачем вообще нужен Дом архитектора, и чем вообще архитекторы отличаются от представителей всех других профессий, которые спокойно работают и не требуют себе никакого дома. Правления двух составов каждый раз доказывали тем, кого интересовали лишь площади в центре Ярославля, что Дом архитектора это не просто профессиональный клуб, Не все удалось отстоять. К сожалению, сегодня Союз архитекторов занимает лишь треть тех помещений, которые создавались трудом наших коллег. Но, все-таки, мы по-прежнему имеем свой дом, на который с большим трудом были оформлены необходимые документы, закрепившие права Союза архитекторов.
А ведь дом у нас прекрасный. Эскизный проект наших коллег В.Богородицкого и В. Даниленко демонстрируют нам, каким он мог бы быть. К сожалению, сегодня только необычная форма крыши и отдельные фрагменты фасадов напоминают о возрасте строения. Внешний вид, оставленный строителями «Агропромстроя» в 1985 году незавершенным, все-таки вызывает чувство досады. Не соответствует он сегодня ни месту в исторической панораме Волжской набережной ни статусу культурного центра. Приходится надеяться, что когда-нибудь здание все-таки обретет подобающий возрасту и статусу Дома архитектора вид, а инициатива профессионального сообщества наполнит его содержанием. Сегодня, после десятка лет безвременья, сюда снова потянулись коллеги, молодые архитекторы, снова формируются выставки, снова появляется потребность в общении. Мы верим, что Дом архитектора займет свое подобающее и уникальное место среди культурных достопримечательностей города.
Ярославская организация Союза архитекторов поддерживает творческие контакты со своими коллегами из-за рубежа. Долгое время, до самой смерти японского мэтра Курокавы, мы поддерживали переписку с ним. Важным событием в жизни Ярославского союза архитекторов был приезд в Ярославль выдающегося архитектора ХХ века Жоржа Кандилиса - коллеги и соратника Ле Корбюзье. Вместе они создавали один из символов современной архитектуры – район Дефанс в Париже. Нашими добрыми друзьями стали наши коллеги из Великобритании – члены Британского королевского Союза архитекторов (RIBA). Традиционно раз в два года архитекторы из Экзетера и Плимута становятся гостями Дома архитектора. А в промежутке между визитами англичан – наши коллеги имеют возможность ознакомиться и изучить архитектуру Британии.
Традиционными становятся юбилейные выставки наших коллег. Только за два последних года были проведены творческие выставки С.Новикова, В.Родионова, Н.Лосева, В.Кутумова, выставка, приуроченная ко дню памяти В.Ф.Марова.
К сожалению, ушли в прошлое градостроительные советы. Даже, если они и существуют, их существование лишь формально. Сегодня все дальше и дальше те лица, которые принимают решение о застройке, архитектуре новых зданий, уходят от профессиональных оценок. В этих условиях качество архитектуры может оценить только профессиональный цех, его коллективный разум. Другой вопрос – как заставить власть прислушиваться к мнению профессионалов. Ведь профессионализм – не пустой звук. Очень легко безвозвратно испортить живую ткань города. И никто кроме профессионала не сможет дать оценку того, что такое хорошо, а что такое плохо.
Особенно важно это в дни подготовки городов к различным юбилейным датам. Часто реализованными становятся те предложения, которые и реализовывать-то нельзя. Славный исторический город Калининград (бывший Кенигсберг) получил «в подарок к 750-летнему юбилею» новую центральную площадь в историческом центре. Чего только там нет – и мраморные ростральные колонны с золотыми ангелочками и беседки и гранитные скамьи. И все в одном месте. Богато! Но напоминает все это бисквитный торт с маргариновым кремом, а исторической площади Кенигсберг – город Канта – лишился надолго. Жаль. Кич в архитектуре агрессивен. Сдержать его можно лишь профессиональным мнением. Много споров и по современной застройке Ярославля, хотя нельзя не отметить, что к своему тысячелетию город приобрел немало достойных объектов. Нужно думать над новыми принципами «создания нужности и востребованности» профессионального мнения. И где, как не в рамках профессионального союза это мнение формировать.
Поэтому на вопрос: «Нужен ли профессиональный союз?», мы утверждаем: «Да!». Иначе тупик. Иначе профессию можно растоптать и потерять. Поэтому очень важно сегодня быть вместе. Очень важно развивать те традиции, которые сложились в Союзе, и формировать новые. Только тогда мы сможем гордиться профессией и только тогда мы сможем оказывать профессиональное влияние на облик и застройку наших городов.
Ярославская областная организация Союза архитекторов России имеет славные и серьезные традиции и профессиональные контакты, каким могут позавидовать многие. Она имеет славную и богатую историю. А сегодняшнюю историю, точнее сегодняшний день, создаем мы с вами!