Первый заместитель директора областного департамента дорожного хозяйства Александр Болтовнин и замглавы комитета по тарифам Александр Минькин проинформировали депутатов, что комитет по тарифам принял решение поднять с 1 июня предельный тариф на областные и межмуниципальные перевозки в общественном транспорте до 16 рублей.
- В области работают 16 перевозчиков, 8 из них закончили 2011 год с убытками, а в 1 квартале 2012 года в убытке – все, - обосновал решение комитета Александр Болтовнин. - С прошлого повышения тарифов (январь 2011 года) стоимость дизельного топлива выросла на 56 процентов, а топливо составляет четверть себестоимости перевозок. Средняя зарплата водителей автобусов – 14 тысяч рублей, а средняя по экономике – 18 тысяч. Речь идет о выживании транспортной отрасли. В соседних регионах обстановка такая же: в Туле стоимость проезда повышают с 7 до 15 рублей, вологжане уже ездят за 16 рублей, жители Казани платят 18 рублей, в Санкт-Петербурге тариф 25 рублей. Мы говорим лишь о предельной планке в Ярославской области – 16 рублей. В отдельных городах тариф может быть ниже по решению местных органов власти.
По данным Александра Минкина, себестоимость поездки в общественном транспорте Ярославля – 17,5 рублей, что явно выше стоимости полного билета. Для малообеспеченных слоев населения существуют социальные тарифы – единый льготный проездной за 300 рублей (его стоимость областные власти предлагают поднять до 350 рублей), разовые льготные билеты продаются за полцены от тарифа.
И областные, и муниципальные власти дотирует предприятия общественного транспорта: им компенсируются поездки «льготников» и затраты, составляющие разницу между тарифом и себестоимостью. Например, в бюджете Ярославля на компенсации заложено 511 миллионов (из них 55 миллионов - компенсации за льготников). Эта сумма определена уже с учётом повышения тарифа до 16 рублей.
Как пояснил заммэра Ярославля Николай Степанов, если повысить тариф не до 16, а до 14 рублей, то транспортникам дополнительно надо будет выплатить из бюджета 163 миллиона рублей, а если сохранить стоимость поездки в 12 рублей – то 226 миллионов.
- При повышении тарифа до 16 рублей мы планируем поддержать малообеспеченных ярославцев: инвалидов, ветеранов, - сказал Николай Степанов. – Льготный тариф вырастет с нынешних 6 до 8 рублей, но эту разницу в 2 рубля город будет дотировать предприятиям. Это 20 миллионов рублей.
Депутаты требовали подробных объяснений, почему в Ярославле тариф предлагается повысить до 16 рублей, если в Рыбинске стоимость поездки – 14, а в соседней Костроме еще только поднимают цену проезда с 10 до 12 рублей. Но особенно возмутило парламентариев, что предполагается повысить тариф не только на проезд в общественном транспорте, но и на проезд в маршрутках с 15 до 20 рублей, хотя себестоимость поездки в маршрутке, по словам Александр Минькина, всего 13,3 рубля.
- Тарифы на маршрутки поднимали в 2008 году, перевозчики на свои деньги обновили парк, - убеждал депутатов Александр Минькин. – Если мы не поднимем стоимость проезда, все поедут на маршрутках, а муниципальный транспорт погибнет.
Но депутаты не согласились с такими доводами.
-Получается, мы поощряем убытки наших транспортников, залезая в карман жителей, - возмутились Андрей Крутиков и Александр Цветков.
По итогам обсуждения комитет решил вынести вопрос о тарифах на заседание Думы 29 мая, а также обратился к Губернатору с просьбой приостановить до 1 июля решение правления департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте.
(При подготовке материала использован отчет о заседании комитета с сайта Ярославской областной думы http://www.duma.yar.ru/2505_ecom.html)