Для того, чтобы это узреть, мне приходилось забираться на крыши, смотреть в дымоходные трубы, разрывать норы в глиняных откосах, лазить на высокие деревья, шарить в дуплах, искать в густой траве. Просто какое-то непреодолимое любопытство заставляло всё это проделывать.
Как-то на высоком кусте, увидев гнездо дрозда, мне захотелось заглянуть в него и посмотреть, что же в нем находится. Вокруг куста были сплошные заросли крапивы и колючего шиповника. Продравшись, я полез на него, перебирая руками по тонким сучкам. Гнездо было невысоко, метрах в трёх-четырёх от земли. Когда я наконец до него добрался и заглянул внутрь, я увидел то, чего никак не ожидал – змею серого цвета, толщиной с палец, но довольно длинную, так как хвост кончался где-то на ветках. Я не успел её разглядеть. От одного только взгляда на неё я просто инстинктивно разжал руки и сквозь ветки полетел вниз на землю. Отбежав в сторону, я почувствовал себя в безопасности. До этого я и представить себе не мог, что змеи могут заползать в птичьи гнезда.
В другой раз в сосновом бору с редкими старыми деревьями я увидел, как в расщелину между стволами залетела небольшая птица. Заглянуть в эту расщелину можно было, приподнявшись на цыпочках, что я и сделал. И опять ужас! В ней шевелилось в разные стороны змеиное тело, виделась раскрытая розовая пасть змеи, и слышалось грозное шипение. Я отпрянул от дерева в полном недоумении. Стою и думаю: как же так, туда залетела птица, а там змея! Что же с ней будет? Смотрю, а из этой расщелины вылетает та же самая птичка и как ни в чем не бывало, садится на ветку недалеко от меня. И тут до меня дошло: «Да это же вертишейка!» Вспомнил, что вертишейка – эта та птица, которая, чтобы защитить своё гнездо, изображает змею. Темная полоса на её перьях от головы до хвоста при поворотах в разные стороны представляется телом змеи. Раскрытый клюв – как бы пасть, а шипение завершает правдоподобие этой картины. В слабом свете дупла об обмане ни за что не догадаешься.
Даже птицы каким-то образом знают, как нас напугать. Удивительно!