Оригинальны и востребованы идеи, которые исследует ученый. Им разработаны, в частности, концепции организации воспитательного процесса и работы классного руководителя, социализации личности ребенка. Все они вливаются в русло экзистенциальной педагогики, относительно нового направления в современной педагогической науке.
– Жизнь постоянно ставит перед выбором, – говорит Михаил Иосифович, – и в основе его лежит свобода. Старая система образования готовила несвободного человека, нынешняя же еще не успела перестроиться...
Такое, на первый взгляд, глобальное видение проблем современной школы не мешает ученому обращать внимание на конкретные и актуальные для общества проблемы. Он руководит деятельностью нескольких научных лабораторий, занимающихся вопросами детской наркомании и безнадзорности, разработкой новых технологий социально-педагогического сопровождения ребенка.
Михаил Иосифович неоднократно награждался за свою педагогическую и научную деятельность. В 1998 году он получил высшую педагогическую награду – медаль К. Д. Ушинского, а в 2002 году стал лауреатом Премии Правительства России в области образования, и ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РФ. Но, пожалуй, не награды лучше всего подчеркивают достижения педагога, а его ученики.
Под руководством профессора защищено 90 кандидатских диссертаций; более того – он является научным консультантом семнадцати успешно защитившихся докторов педагогических наук.
Останавливаться на достигнутых результатах ученый не собирается. В октябре распахнет свои двери Ресурсный центр института, который предоставит новые возможности и для студентов факультета, и для его преподавателей. Впервые в истории института и университета со следующего учебного года начнут обучение аспиранты из Польши.