С 5 мая в областном отделе охотнадзора организовано дежурство: ждут прихода лосей. Мобильная группа принимает сведения. На место сразу же выезжают специалисты-охотоведы. Из отчета: 18 мая, территория гаражей у моторного завода, лось-годовик. Итог осмотра: перелом левой передней ноги, на шее и в районе ребер рваные раны. Главный специалист межрайонного отдела охотнадзора Александр Власов вспоминает: годовик – где-то восемьдесят килограммов весом, полтора метра роста – лежал у бетонной стены еще живой. Травмы говорили сами за себя: бедолага бежал вдоль берега от Норского и, прежде чем оказался у моторного, шарахался по всем заграждениям, натыкался на арматуру, штыри...
Еще два случая. 20 мая, Красный Перекоп. От колотых и рваных ран погибли годовалые звери.
Два лося погибли один за другим 20-го и 21-го числа при столкновении с машинами у деревни Никифорово на дороге Ярославль – Данилов, еще один – у поселка Дорожный на трассе в Кострому.
К улице Гагарина 25 мая вышел из «зеленки» – видимо, шел по железной дороге – молодой, двухгодовалый, лось. В четыре часа утра он столкнулся с «Нивой». Охотоведы застали его в плачевном состоянии: сломаны задняя правая нога и лопатка, рваная, проникающая рана живота. Во всех семи зарегистрированных случаях животные поплатились жизнью за встречу с человеком. Лось ведет сумеречный, ночной образ жизни, а в это время как раз и любят гонять водители.
– А можно ли их вылечить, если, допустим, сломана лишь нога?
Александр Михайлович отвечает вопросом на вопрос:
– А как? У нас нет снотворного, чтобы усыпить животное и вывезти. Нет погрузочного оборудования и автомобиля. Вот финны – показывали фильм – приезжают, усыпляют, грузят специальным краном и увозят в лес. Я в 2005 году четыре часа просидел около умирающего лося. Природоохранная прокуратура не разрешала прервать его мучения – на его теле не было видимых ран. Думали, что выживет.
– Водителя «Нивы» как-то наказали или он скрылся?
– Нет, они, как правило, ждут автоинспекции, надеются, что им что-то выплатят по страховке. А ведь по закону их ждет иск. Но обычно водители отговариваются: нет соответствующего знака.
– Почему же не поставить знаки?
– А где? Лосю же не прикажешь переходить дорогу в определенном месте, у знака!
И впрямь. Вспоминаю строчки из отчета автоинспектора: «Лось был сбит КамАЗом в результате нарушения правил дорожного движения при переходе дороги в неустановленном месте»...
ДАЙ ЗВЕРЮ УЙТИ
– Что же делать, чтобы помочь заплутавшим лесным красавцам? Ведь ситуация повторяется в мае и сентябре из года в год.
Заместитель начальника областного отдела охотнадзора Виктор Шабанов настоятельно советует:
– Ни в коем случае не подходить к зверю. Через органы местной власти сообщить о происшествии егерю. Этим должны заниматься специалисты.
Виктор Кондратьевич – инициатор подобных дежурств. Впервые они начались в 1989 году – тогда в Ярославль забрело около сорока лосей! Цель дежурств – обезопасить население и выдворить животных.
– Виктор Кондратьевич, от столкновения с цивилизацией гибнут лоси, а вы говорите о безопасности населения...
– В 90-м году за Волгой к домам вышла лосиха. Одна женщина ей хлеб протянула через забор, другая – воду. Зверь кинулся на забор, проломил, и одной даме досталось доской по голове, чудом осталась жива. В 2003 году тоже лосиха забрела в Брагино. Так что за народ! Весь Дзержинский район собрался – шоу устроили. А ведь у нее была возможность выжить, если бы не толпа. Полтора десятка милиционеров не могли сдержать людей. Коровенка та могла спокойно вылезти из пруда и уйти, если бы не паника. Тут еще какая-то жалостливая женщина стала ей печенье предлагать...
Власов, который лично продежурил около той лосихи несколько часов, вспоминает:
– Все произошло в считанные секунды. Животное прижало уши – а это крайне опасный признак, – и затем последовал удар копытом. «Скорая» увезла женщину с переломанными ребрами и пробитым легким. Как стало известно потом, в больнице она скончалась. И что вы думаете? Только ее увезли, другая – молодая мамаша с коляской – туда же!
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
И все же встреча лося и человека иногда завершается благополучно. В 1988 году, рассказывает Шабанов, шесть лосей вышли на Красный Перекоп, к госпиталю ветеранов войны, разбили окно-витирину, проникли внутрь и легли в фойе. Им, к счастью, тогда не стали досаждать зеваки. Лоси успокоились, а охотоведы дождались ночи и выгнали «гостей». Тут же Виктор Кондратьевич возмущается:
– В Швеции идет лось по улице, и никто не обращает внимания: пусть себе идет. А у нас вся школа прекращает занятия – все сбегаются поглазеть на животное, случайно зашедшее на школьный двор.
Что приводит лосей в город? Осенью у них гон, повышенная активность, быки телят от самок отгоняют. Те бегут и гибнут при столкновении с транспортом. Иной раз попадается, казалось бы, одинокий малыш. Люди думают: дескать, он сирота, погибнет, брошенный на произвол судьбы. Нет, он не сирота. Он временно оставлен матерью – она где-то рядом, пошла попить-поесть. Или просто затаилась от людей. Нельзя брать такого лосенка домой! Да и не выпоить его – это если и делается, то по специальной схеме. Поэтому лучше всего найти егеря – только человек знающий поможет незваному гостю вернуться невредимым в лес.