Первым официальным чемпионом мира в 1886 году стал Вильгельм Стейниц. Исторический матч состоялся в США и завершился победой Стейница над Цукертортом (+10, -5, =5). В то время Иоганнес Герман Цукерторт считался одним из сильнейших маэстро в мире – однажды ему удалось объявить мат самому Адольфу Андерсену (некоронованный чемпион мира, автор «бессмертной» и «неувядаемой» партий) уже на 12-м(!) ходу. Вот как это произошло: Цукерторт – Андерсен (Бреслау, 1865).
1.e4 e5 2. Kf3 Kc6 3.Cb5 Kge7 4. c3 d6 5. d4 Cd7 6. 0-0 Kg6 7. Kg5 h6 8. K:f7 Kp:f7 9. Cc4+ Kpe7 10. Фh5 Фe8 11. Фg5+! hg 12.C:g5X.
Но главным спортивным достижением Цукерторта явилась блестящая победа в двухкруговом турнире, который прошёл в Лондоне в 1883 году (за три года до матча), где ему удалось опередить Стейница, занявшего второе место, на 3 очка. Уже тогда Стейниц считался неофициальным чемпионом мира.
И вот после победы в матче над своим грозным соперником Вильгельм Стейниц впервые в истории шахмат был провозглашён чемпионом мира, которым оставался до 1894 года. Четырежды он отстаивал своё звание, в том числе в 1889 и 1892 годах в матчах с Михаилом Чигориным и в 1890 в поединке с Исидором Гунсбергом. Уступил звание чемпиона мира Стейниц лишь в 1894 году своему молодому сопернику Эмануилу Ласкеру, но как: во-первых, в упорнейшей борьбе (+5, -10, =4), во-вторых, по-рыцарски, воскликнув после поражения в честь нового чемпиона мира троекратное «Ура!».
Однако вернёмся в Бонн. В матче за звание чемпиона мира по шахматам индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд защищает шахматную корону, а россиянин Владимир Крамник пытается её вернуть себе – поносил, дескать, верни на место! Как и ожидалось, соперники начали с разведки, так, как будто бы и не играли никогда между собой: один осторожно нападает, другой ещё осторожнее обороняется. В итоге сыграны две партии, и в обеих зафиксированы ничьи. Чувствуется, что участники матча считают – спешить некуда, впереди ещё целых 10 партий с классическим контролем времени. Каждый мечтает добиться победы малой кровью: выиграть одну, максимум две партии, а остальные «засушить» как листья в гербарии.