Николай Алексеевич Крейцберг родился 24 декабря 1905 года в Харькове. Рано потерял родителей. Трудовую деятельность начал помощником токаря на Харьковском заводе металлоизделий. После революции в составе Харьковского отряда ЧОН участвовал в борьбе с бандитизмом на территории Украины.
В конце лета 1924 года Николая Алексеевича направили на учебу в Москву. Там он работал токарем на автозаводе «Спартак». В 1926-м поступил на вечернее отделение Московского энергетического ин-ститута и одновременно работал на заводе «Динамо».
После окончания института по специальности «инженер-электрик» Н. А. Крейцберг продолжал трудиться на москов-ском электромашиностроительном заводе «Динамо», где стал ведущим инженером. Тогда было освоено производство совершенно новых видов продукции – магистральных электровозов, метрополитена, быстроходных трамваев. Когда подошло время выхода новой продукции, Николай Алексеевич был назначен начальником испытательной станции.
Заводу «Динамо» было поручено начать электрификацию железных дорог. Первые локомотивы вышли из ворот завода в октябре 1932 года. После соответствующих обкаток их направили на Закавказскую железную дорогу, где они были опробованы. Впослед-ствии Николай Алексеевич участвовал в пуске и других участков железных дорог.
После Пермской железной дороги весной 1934 года Николаю Алексеевичу поручили пуск первых троллейбусов в Москве. Год спустя, 6 февраля 1935 года, когда сдавали в эксплуатацию Московский метрополитен, он вел поезд, в котором находились руководители партии и правительства, по маршруту «Комсомольская площадь» – «Парк культуры».
Через год в его жизни многое изменилось. Вместе со всем руководством завода в 1936 году Николай Алексеевич был арестован органами НКВД и этапирован на Колыму. Но с этапа его неожиданно вернули в Москву. Повторно он был арестован и вновь отправлен на Колыму в 1938 году, на золотой прииск «Скрытый», где добывали золотоносную руду и мыли золото. В невероятно суровых условиях колымского лагеря он сумел выжить, хотя не раз его жизнь висела на волоске. После цепи случайностей Н. А. Крейцберг стал сначала дежурным электриком, затем энергетиком, а позже – главным механиком.
Новый поворот в биографии Н. А. Крейцберга связан с началом Великой Отечественной войны. Острая потребность в квалифицированных технических кадрах привела его в одну из печально знаменитых сталинских «шарашек». В 1942 году он был назначен главным инженером не существовавшего тогда электротехнического предприятия. Вскоре производство было налажено и начало давать продукцию. Выпускались двигатели мощностью от одного до сорока киловатт, кабели, сварочные аппараты, электробуры, мощные высоковольтные трансформаторы, гирлянды изоляторов и линейный провод для высоковольтных линий. Здесь впервые в СССР были применены стеклянные изоляторы, стали производить двигатели с эмалированными проводами. В 1947 году Н. А. Крейц-берг смог наконец покинуть Колыму и стал главным инженером на одном из заводов в Амурской области. Вторично был арестован в 1949 году, в разгар новой волны репрессий.
В 1956-м Николай Алексеевич был реабилитирован. Министерство электропромышленности назначило его главным инженером Ярославского электромашиностроительного завода. Затем он был директором Рыбинского завода п/я 30, входящего в систему авиационной промышленности, потом – Ярославского радиозавода, где осваивали новую продукцию – радиоаппаратуру.
Во время работы на заводах Николай Алексеевич много внимания уделял совершен-ствованию технологии производства, участвовал в создании новых образцов радиоэлектронной аппаратуры и внедрении в производство ряда ценных технических усовершенствований, давших большой экономический эффект.
Как широко эрудированного инженера, в 1961 году Н. А. Крейцберга пригласили по совместительству в Ярославский технологический институт. Николай Алексеевич читал лекции по промышленной электронике на старших курсах и руководил дипломными проектами. Лекции проходили на высоком теоретическом уровне и были тесно связаны с практическими задачами промышленности. Под его руководст-вом была создана лаборатория промышленной электроники. В 1963 году Николаю Алексеевичу было присвоено ученое звание доцента по кафедре «Автоматизация химических производств», а 12 июня 1964-го он был назначен ректором Ярославского технологического института.
6 апреля 1966 года Николай Алексеевич по конкурсу был избран заведующим кафедрой общей электротехники и промышленной электроники института, которую он возглавлял до 1981 года.
Под руководством Николая Алексеевича институт за короткое время превратился в один из ведущих вузов региона. Были организованы новые факультеты – инженерно-строительный, технологии электрохимических и лакокрасочных покрытий, общетехнический, несколько кафедр, учебные и научные лаборатории, полностью переоборудованы старые лаборатории, расширился перечень специальностей подготовки инженерных кадров, в 1967 году начал работу совет по защите кандидатских диссертаций. В этот период велось строительство новых учебно-лабораторных корпусов, спортивного комплекса, студенческих общежитий. Основан спортивно-оздоровительный лагерь, открыты студенческий профилакторий и столовая, вступила в строй типография.
За достижения в своей профессиональной деятельности Николай Алексеевич Крейцберг награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967 г.), «Знак Почета», знаком отличия «За заслуги перед г. Ярославлем» (май 1998 г.).