Прокомментировать это письмо мы попросили начальника отдела по контролю за саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющими управления Федеральной регистрационной службы М. В. Уколову.
– Мария Валерьевна, каким образом производятся расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства?
– В законе о банкротстве предусмотрены три последовательно удовлетворяемые очереди. В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь – расчеты с другими кредиторами.
– А если денег на всех не хватает?
– При невозможности погашения всех требований кредиторов, отнесенных к определенной очереди, они удовлетворяются пропорционально их размеру. Так, если к соответствующей очереди отнесены требования на общую сумму миллион рублей, а оставшееся после удовлетворения предшествующей очереди имущество стоит 100 тыс. рублей, то каждый из кредиторов получит за один рубль долга по 10 копеек.
– Имеет ли право конкурсный управляющий выплачивать себе вознаграждение раньше расчетов с кредиторами? Кто вообще решает, сколько он будет получать?
– Вознаграждение арбитражного управляющего утверждается арбитражным судом. Размер вознаграждения за каждый месяц осуществления им своих полномочий определяется кредитором (собранием кредиторов) и должен составлять не менее 10 тыс. рублей. Вознаграждение конкурсного управляющего является текущим обязательством и погашается вне очереди за счет конкурсной массы предприятия-должника. Так что в случае, о котором идет речь в письме, конкурсный управляющий выплачивает себе вознаграждение правомерно.
– Что еще выплачивается вне очереди?
– Вне очереди погашаются также судебные расходы предприятия-должника, расходы на опубликование сообщений, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, а кроме того, задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства.
– Если предприятие-должник, уже признанное банкротом, причинило человеку ущерб, скажем, в результате ДТП и данный ущерб установлен в судебном порядке, когда пострадавшему выплатят деньги?
– Требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, тоже являются внеочередными. То есть расчеты с пострадавшим предприятие-должник должно произвести тоже до начала погашения задолженности в соответствии с реестром требований кредиторов.
– Кому можно пожаловаться на арбитражного управляющего, если мирного разрешения конфликта не получается?
– Правительством Российской Федерации на Федеральную регистрационную службу (ФРС) возложены функции регулирующего органа по вопросам несостоятельности (банкротства). В нашей области контроль за саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющими выполняет управление Росрегистрации по Ярославской области. В случаях нарушения арбитражными управляющими законодательства о банкротстве граждане, юридические лица, собрание (комитет) кредиторов имеют право обратиться в управление ФРС с жалобой или заявлением на неправомерные действия арбитражного управляющего.
– Какие меры воздействия вы можете применить к арбитражному управляющему при поступлении на него жалобы?
– При получении жалобы или обращения управление ФРС проводит проверку деятельности управляющего. По результатам проведенной проверки должностные лица управления вправе составить протокол об административном правонарушении и направить заявление в арбитражный суд о привлечении управляющего к административной ответственности. За установленные нарушения на арбитражного управляющего в судебном порядке может быть наложен административный штраф или применена дисквалификация – лишение права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.
– В последнее время особый интерес к фактам банкротства предприятий и к деятельности арбитражных управляющих проявляют правоохранительные органы. Наша газета уже публиковала статью по материалам координационного совещания правоохранительных органов об исполнении законодательства о банкротстве, где прокурор области Михаил Зелепукин заострял этот вопрос.
– На координационном совещании в докладе прокурора области наряду с критикой в адрес правоохранительных органов были высказаны замечания, касающиеся деятельности управления Федеральной регистрационной службы по Ярославской области. На совещании было также заслушано выступление руководителя управления Росрегистрации Л. И. Хорикова о работе управления в части реализации полномочий, предоставленных регулирующему органу Кодексом об административных правонарушениях. При устном обсуждении выступления были даны ответы на вопросы, поставленные прокурором области. Было обращено внимание на то, что к регулирующему органу часто предъявляются требования, превышающие полномочия, установленные законодательством. В отличие от правоохранительных органов, функции и полномочия регулирующего органа не позволяют управлению проводить плановые проверки ведения процедур банкротства, не дожидаясь поступления жалоб или обращений на действия арбитражного управляющего
– И все-таки, каким образом регулирующий орган в лице управления Федеральной регистрационной службы может пресекать и предупреждать злоупотребления при процедурах банкротства?
– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предоставил право должностному лицу, уполномоченному в области банкрот-ства, составлять протокол об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных, государственных органов и органов местного самоуправления. Дело об административном правонарушении также возбуждается при непосредственном обнаружении события административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, например, в ходе рассмотрения жалобы на арбитражного управляющего. За 2005 год управлением подано в арбитражный суд 18 заявлений о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.
– Много ли арбитражных управляющих привлечено к административной ответственности по заявлениям управления?
– По заявлениям управления в 2005 году арбитражным судом Ярославской области привлечено к административной ответственности 14 управляющих: трое дисквалифицированы, на одиннадцать человек наложен административный штраф.