Настоящий клубок махинаций вокруг сертификатов распутала за последнее время военная прокуратура Ярослав-ского гарнизона. Проведение проверок в поднадзорных частях и учреждениях было поручено помощнику военного прокурора гарнизона подполковнику юстиции Александру Лопину, которому удалось выявить целый ряд нарушений, касающихся выдачи военнослужащим ГЖС.
...Если очень хочется, но нельзя – то можно. Сообразно этому крылатому выражению действовал Сергей Лазуренко, когда еще в 1993 году подал в мэрию Ярославля документы для получения жилплощади как «уволенный» с военной службы. Но все дело в том, что Сергей Станиславович... продолжал служить.
И вот через десять лет после постановки на очередь подполковнику Лазуренко, проходившему службу в Ярослав-ском зенитном ракетном институте ПВО, предложили взять ГЖС. Была возможность проявить порядочность и отказаться, поскольку к тому времени он квартиру уже имел. Однако взял и реализовал субсидию на сумму 529 тыс. рублей – в декабре 2003 года приобрел квартиру на Московском проспекте.
«Наградой» за мошеннические действия стал приговор 238-го гарнизонного военного суда от 5 октября 2005 года. Лазуренко признан виновным и подвергнут штрафу в размере 100 тыс. рублей. Кроме того, он возместил причиненный ущерб, возвратив в казну те самые 529 тысяч.
...Все тридцать лет службы полковник Валерий Байбаков был на хорошем счету, награжден орденом. Командир части, он еще в 1990 году получил в Ярославле трехкомнатную квартиру, которую в 2001-м приватизировал вместе с женой. Но и его бес попутал – решил обманным путем получить и ГЖС. Сертификат Байбакову выдали, после чего он его благополучно реализовал – приобрел квартиру в Москве. Правда, тут же ее и продал, выручив немалые деньги. Всего же Министерству обороны РФ был нанесен ущерб на сумму 750 тыс. рублей.
И это преступление в ходе прокурорской проверки раскрыто под руководством подполковника юстиции Лопина. Военным судом Байбаков был признан виновным и оштрафован на 25 тыс. рублей. Наказание ниже низшего предела определено с учетом былых заслуг, чистосердечного признания и помощи следствию и в связи с полным возмещением причиненного ущерба. Но факт остается фактом – заслуженный офицер теперь имеет судимость.
...Майору Василию Кандзюбе повезло: еще в советское время, в 1989 году, получил квартиру. В 1992-м приватизировал ее на жену и сына. Пять лет спустя обменял на другую квартиру.
Казалось бы, живи и радуйся. Благо и службу заканчивал в неплохом месте – в управлении военных сообщений на Северной железной дороге. Но перед увольнением в запас решил майор схитрить: подал в жилищную комиссию рапорт на участие в программе ГЖС, приложив фиктивную справку о сдаче квартиры по прежнему месту службы. При этом в указанном полном составе семьи из пяти человек было отмечено, что никто из них жильем на территории Российской Федерации не обеспечен.
Дело сделано – в декабре 2004 года майор Кандзюба получил в Костромской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) сертификат на себя и четырех домочадцев на 1 млн. 5 тыс. рублей. При этом часть суммы – 402 тысячи – была предоставлена ему незаконно. Уже в феврале 2005 года офицер на всю сумму субсидии приобрел квартиру в Ярославле.
Однако радость новосела была недолгой. Прокурорская проверка в Костромской КЭЧ выявила нарушение. Несмотря на то, что Кандзюба частично возместил нанесенный ущерб, вернув 200 тыс. рублей, в августе 2005 года Ярославский гарнизонный военный суд приговорил его к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года и штрафу в размере 4 тыс. рублей. Майор запаса Кандзюба должен также удовлетворить граждан-ский иск Костромской КЭЧ на сумму 202 тыс. рублей, то есть выплатить оставшуюся сумму.
...Подполковнику Игорю Гончаруку (кстати, председателю жилкомиссии части) положенной по ГЖС субсидии оказалось мало. Недолго думая, он включил в состав семьи тестя. В результате его сертификат незаконно «потяжелел» на 288 тыс. рублей, воплотившись в квартиру в Москве. И в этом случае ущерб пришлось возместить, и кроме того, военный суд приговорил Гончарука к наказанию в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Всего же, как сообщил военный прокурор Ярославского гарнизона полковник юстиции Юрий Рачинский, при выдаче ГЖС выявлено свыше полусотни нарушений законодательных актов. В ходе проверок возбуждено шесть уголовных дел, которые были переданы в военный суд. Все обвиняемые по окончании предварительного следствия согласились с предъявленным обвинением и в присутствии своих защитников ходатайствовали о вынесении приговоров без проведения судебного разбиратель-ства. Более того – активно способ-ствовали раскрытию совершенных ими преступлений, что и было учтено при вынесении приговоров. Все приговоры вступили в законную силу, никто из осужденных их не оспаривал и не обжаловал.
К федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» отношение особое – уж слишком велика ее цена как в чисто стоимостном выражении, так и в социальном. Только в Российской армии в жилье нуждаются свыше 160 тысяч человек.