Краткое содержание предыдущих серий
В 1996 году группа товарищей организовала масложировой комбинат. Генеральный директор ЗАО «Ярославлькондитер» Сергей Сушков предложил им слияние, поскольку жиры предназначались для кондитерских изделий. Они тоже почувствовали свой интерес, и в том же году обмен пакетами акций состоялся.
Какоето время контрольным пакетом владел Сергей Сушков. Сейчас собственники 51 процента акций – те самые его партнеры Сергей Аносов и Андрей Коваленко.
Первое время работали дружно. Создание холдинга обещало снижение издержек производства и преимущества в конкурентной борьбе на рынке сладостей. Вместе даже боролись с рейдерской атакой, то бишь с попытками захвата предприятия некими третьими структурами.
Но постепенно отношения разладились. По какой причине – трудно сказать. На состоявшейся в среду прессконференции Андрей Коваленко сказал, что «за это время Сушков довел предприятие до состояния, близкого к банкротству, и мы находимся на грани остановки производства». Что и стало, по его словам, причиной того, что внеочередное собрание акционеров пиняло решение о досрочном прекращении полномочий Сергея Сушкова. 26 июня был назначен новый директор – Сергей Власенко.
Информация к размышлению
Дело житейское. Дружились – раздружились. Впрочем, на прессконференции некоторые подробности все же прозвучали. «Тут был семейный бизнес, который нанес фабрике ущерб», – раскрыл один из секретов Сергей Аносов. Как он считает, акционеры не должны быть ведущими менеджерами, дабы интересы фабрики не пересекались с личным интересом. А Сергей Власенко думает, что основная проблема предприятия сейчас – отсутствие мотивации труда. «Деньги здесь платят не за качество и объем выпускаемой продукции, а за присутствие на работе. Мы же собираемся платить за реальный факт, за реально выпущенную продукцию».
Анализ экономической деятельности предприятия – дело, конечно, интересное. Смена руководства – тоже. Но мы живем всетаки не в застойные годы, когда, несмотря на отдельные недостатки, вокруг оставалась тишь да гладь, да божья благодать. В какойто момент чисто производственный сюжет этой истории резко сменился детективным.
Вечер перестает быть темным
В изложении очевидца последующих событий Владимира Уколова, адвоката Аносова и Коваленко, дальнейшее выглядело так.
После назначения нового генерального директора собственники Сергей Аносов и Андрей Коваленко, вновь назначенный Сергей Власенко, Уколов и еще несколько человек прямым ходом отправились с собрания на фабрику. В проходной кроме сотрудников частного охранного предприятия, знакомых им в лицо, их встретила неизвестная дополнительная охрана, которая не захотела их пускать. Слово за слово, «старая» охрана была за то, чтобы пропустить руководство, «новая» – против.
Внезапно один из охранников выхватил пистолет и направил его в голову начальника «старого» охранного предприятия. Потом перевел пистолет на его заместителя и начал водить его с головы одного на голову другого.
– Мы сначала подумали, что это газовое или какоето другое, ненастоящее оружие, – признается Уколов. – Но, как выяснилось, это был пистолет Макарова. Все испугались.
Дальше все произошло очень быстро. Раз-два, и «старая» охрана применила спецприем. Через мгновение человек с пистолетом был разоружен. «Макарова» заперли в машине и вызвали милицию.
О том, как она действовала, Уколов отозвался с большим уважением. Грамотно, сразу разделив ситуацию на две составляющих. Первая – гражданский спор, в нем милиция не заняла ничью сторону. И вообще как бы не приняла его во внимание. Вторая – эпизод, связанный с оружием. Только это событие она и рассматривала. Оружие было официально изъято, привлечены понятые, соблюдены другие необходимые в таких случаях формальности. По-видимому, будет заведено административное или уголовное дело – но это уже компетенция правоохранительных органов.
Деловые люди
Смещенный Сергей Сушков на пресс-конференции не присутствовал, хотя у него, наверное, есть свой взгляд на случившееся. Было сказано, что «он занял позицию непринятия никаких решений и на предприятии до сих пор не появлялся».
Со слов сотрудницы информационного агентства Надежды Сухотской, зять Сушкова Щербаков приходил в среду на работу. Сам же бывший генеральный на контакт не идет, хотя ему якобы звонили. После собрания акционеров он, говорят, был сильно возбужден, отмахивался: «Я не хочу ни с кем разговаривать». На встречу с правоохранительными органами не явился.
– Почему – мы не знаем.
Владимир Уколов, прощаясь с журналистами, напутствовал:
– Очень легко настроить общественное мнение, что все это рейдерская операция. Но Сергей Аносов и Андрей Коваленко владеют 51 процентом акций, так что действовать неправовыми методами им просто нет смысла.
В поисках смысла я обратилась к работницам фабрики, у которых как раз закончилась смена. Обе они по понятным причинам не назвали фамилии, но от просьбы высказать свое отношение к происходящему не отклонились.
Та, что помоложе:
– Как работали, так и работаем. Как отношусь? Слухов много, а что там на самом деле происходит, никто не знает. Заработок в среднем семь тысяч. Вроде устраивает.
Та, что постарше:
– Заработок? В среднем выходит пять тысяч чистыми. Работа тяжелая, вся ручная. А так нам никто ничего не говорит.
Здравствуй и прощай
Между тем, перемены скоро коснутся каждого работника. От журналистов собственники основного пакета акций своих планов не скрывали.
В свое время они втроем (Аносов, Коваленко и Сушков) приобрели Тутаевский хлебозавод. Там есть значительные свободные площади, и они рассматривают их как один из вариантов для частичного переезда фабрики. С той же целью обсуждается возможность переговоров с хлебозаводом № 2.
– Я думаю, наши интересы и интересы Ярославля тут могут сойтись, – уверен Аносов. – Основное здание предприятия нет резона держать в центре города, в том числе из соображений экологии. Есть смысл перевести фабрику на окраину, увеличить там производственные площади.
– Планируется техническое перевооружение, будет закуплено новое оборудование, – добавил Власенко.
Прозвучала цифра: сейчас фабрика выпускает около трехсот наименований кондитер-ских изделий. Интересно, подумала я, есть среди них любимые многими конфеты «Ну-ка отними!»? В духе околоконфетных сражений последних дней можно было бы сделать их фирменным брендом.