Старший помощник прокурора Владимир Зяблицев пояснил, что сомнение в законности уставов вызвала одна и та же статья о праве устанавливать порядок изъятия для муниципальных нужд земельных участков у граждан и хозяйств.
– Право изъятия предусмотрено Земельным Кодексом, – отметил Владимир Александрович. – Понятно, что поселениям может понадобиться отчуждение какой-либо части земельного надела, например, в связи с прокладкой дороги, строительством газопровода, линии электропередач или еще каких-либо инженерных сетей. В таких случаях предусмотрена компенсация правообладателю участка. Но вот порядок осуществления этого права по закону устанавливается федеральным законом, а никак не самими поселениями.
Прописав в своих уставах порядок изъятия земель, муниципалитеты сельских поселений незаконно присвоили себе компетенцию федеральной власти.
После внесения протеста природоохранной прокуратуры, муниципальные советы поселений Переславского, Мышкинского, Первомайского районов отменили незаконные положения уставов. Глава Октябрьского сельского поселения Рыбинского муниципального района добровольно согласился внести соответствующие поправки в устав. На днях Рыбинский суд рассмотрел девять исков к главам и муниципальным советам других сельских поселений этого района и вынес решение об удовлетворении требований природоохранной прокуратуры.
На первый взгляд может показаться, что правовая погрешность в уставах сельских поселений, выявленная правозащитниками – чистая формальность. Но в прокуратуре считают иначе. Установив, что на всей территории России порядок изъятия земель должен быть единым, закон защищает землевладельцев от самоуправства на местах.
К каким конфликтам могут привести законодательные вольности, особенно в сфере земельных отношений, наши читатели убедились на примере попытки выставления на продажу администрацией Даниловского района Рыловского леса. («Рыловский лес выставляют на торги». «Северный край» за 18 мая). По мнению лесников, районные власти в данном случае попытались распоряжаться землями сельхозназначения, а их перевод из одного вида использования в другой в компетенции лишь субъекта Федерации, но не района и не поселения.