Так и оказалось. Вчера рано утром комиссия комитета историкокультурного наследия уже была на месте и зафиксировала происходящее. Памятник федерального значения – манеж, построенный в 1830 – 1840е годы, находится рядом с ансамблем церкви Николы Мокрого. Сейчас его стены частично порушены, фактически началась разборка здания. По свидетельству очевидцев, позавчера кирпич отсюда вывозили машинами.
Несколько лет назад, исследуя территорию бывшего авторемонтного завода и одновременно проводя архивный поиск, Вячеслав Сафронов выявил здесь два сооружения петровской эпохи: здание Ярославской малой мануфактуры и жилой дом, предположительно принадлежавший ее хозяевам Затрапезновым. В едином комплексе с ними через сто с лишним лет было построено здание манежа.
– В советское время здание несколько раз перестраивалось, фактически от первоначального остались одни стены, – сказал, комментируя случившееся, заместитель директора департамента культуры, председатель комитета историкокультурного наследия Юрий Аврутов. – Однако несмотря на утраты, памятник представляет большой интерес. Автор его неизвестен, но по архитектуре он очень напоминает московский манеж.
Проект его восстановления никогда не разрабатывался. Есть предложения (концепция), выполненная Вячеславом Сафроновым. Он произвел обмеры и с помощью компьютера воссоздал виртуальный образ манежа, каким тот был изначально (на снимке внизу).
В комитете историкокультурного наследия корреспондента «Северного края» познакомили с охранными обязательствами на этот памятник, взятыми на себя еще четыре года назад его пользователем – ярославской фирмой ООО «Досуг» (директор А. В. Семенихин). Имея, судя по всему, какието виды на будущее этого здания, фирма в соответствии с законом подписала с администрацией области в лице департамента культуры (дальше для краткости просто «госорган») весьма серьезный документ. В нем она обязалась использовать бывший манеж под служебные и административные помещения, «согласовывать с госорганом внутреннюю перепланировку помещений и другие изменения памятника», «без специального письменного разрешения госоргана не допускать использования территории памятника под новое строительство и другие хозяйственные нужды», «все консервационные, реставрационные и ремонтные работы по памятнику производить под техническим надзором госоргана и его научнометодическим контролем».
Но потом у «Досуга» планы изменились, и в 2005 году комитет по управлению муниципальным имуществом передал памятник другой организации – ООО «Блок2». Она – собственник, однако охранных обязательств у нее, по данным комитета, нет. Сейчас идет проверка. Если данные об отсутствии таких обязательств подтвердятся, сделка может быть признана недействительной.
По словам Юрия Аврутова, о происшедшем будет проинформирована Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура), которая находится в Москве. По закону именно она должна следить за памятниками федерального значения.
– Обязательно привлечем прокуратуру, чтобы работы были приостановлены и виновные понесли наказание.
Что касается разговоров о строительстве на этом месте огромных жилых зданий, то Юрий Аврутов назвал это слухами. По его сведениям, они ничем пока не подтверждаются, и вообще как никак тут зона охраны.
Похоже, Москва не оченьто хорошо охраняет наши памятники. Далековато. Впрочем, мы в «Северном крае» недавно писали, что Росохранкультура обещает передать свои полномочия по этой части ярославцам. Но переданы они пока только на словах. Никакой «бумаги» на сей счет нет. Вот так и оказались сейчас наши памятники федерального значения (то есть самые ценные) без хозяйского глаза. А значит, в любой момент найдутся люди, которые постараются использовать эту ситуацию. Манеж – первый сигнал, но, скорее всего, не последний.