Напомним, что в августе преподаватель был задержан сотрудниками правоохранительных органов за получение взятки от студентки Дарьи Фокиной. Яльцев признал свою вину лишь частично, утверждая, что в его действиях не было корыстного мотива, а лишь желание проучить нерадивую студентку за безалаберное отношение к учебе.
– В моей практике это первый случай, когда студент, желающий стать врачом, не хочет учить биологию, – сказал во время заседания Андрей Владимирович. – У Фокиной была одна цель: сдать все экзамены за деньги. Я взял те купюры, что она принесла, потому что был уверен – девушка предмет завалит, и я верну ей всю сумму. Да даже если бы Дарья и получила положительную оценку, я бы все равно отдал ей эти деньги. Мои действия носили воспитательный характер и не более того.
Изначально Фокина отказалась говорить чтолибо в зале суда, ссылаясь на то, что плохо помнит события тех августовских дней и попросила зачитать показания, которые она давала во время следствия. Тем не менее, опираясь на вопросы обвинения и защиты, девушка смогла рассказать о случившемся.
– Когда я в первый раз сдавала биологию, Яльцев поставил мне «неуд», хотя мне кажется, что оценку «три» я заслужила, – говорит Дарья. – Потом была пересдача, которую я завалила и уехала домой отдыхать. Еще летом я решила, что к предмету готовиться не буду, а лучше заплачу за экзамен деньги.
Но перед тем, как воплотить свои намерения в жизнь, Дарья обратилась в УБЭП Ленинского района. Для чего она это сделала, девушка объяснить так и не смогла.
– В УБЭПе мне выдали диктофон, с которым я пошла в кабинет к профессору, – говорит Фокина. – Яльцев предложил подготовиться и сдать экзамен в сентябре или в декабре, но в милиции мне строгонастрого наказали настаивать на пересдаче биологии в ближайшие дни.
На аудиозаписи разговор Дарьи и Андрея Владимировича очень хорошо слышен. Во время беседы девушка несколько раз повторила профессору, что у нее «есть только один способ сдать экзамен». Яльцев спросил, на какую сумму она рассчитывает, и получил ответ: «четыре тысячи».
На следующий день, «вооруженная» скрытой камерой, Дарья пришла в кабинет к завкафедрой и положила деньги ему на стол. Яльцев открыл ящик, и девушка, правильно истолковав его действие, переложила купюры. После чего Андрей Владимирович велел ей подготовить три вопроса к экзамену, который должен был состояться через полчаса. Но так как начальник УБЭПа запретил Дарье ходить на пересдачу, студентка попыталась отговориться, ссылаясь на то, что у нее нет ни учебника, ни бумаги, ни ручки. Яльцев выдал Фокиной все необходимое, но девушка вместо экзамена пошла домой. А к профессору нагрянула милиция.
Спустя несколько часов студентка передала видеокамеру начальнику УБЭПа, вот только сделала это с нарушением Уголовнопроцессуального кодекса РФ. Встреча состоялась в парке, в отсутствие понятых, а протокол был подписан заранее и не тем лицом, которому передавалось вещественное доказательство.
Именно эти обстоятельства послужили причиной ходатайства адвоката обвиняемого об изъятии видео– и аудиозаписи из дела. Но его просьба была удовлетворена лишь частично: аудиозапись так и осталась в деле.
Сторона обвинения несмотря на то, что Андрей Яльцев имеет положительные характеристики и ранее не был судим, посчитала, что нет никаких оснований для условного срока и попросила назначить профессору наказание в виде четырех лет лишения свободы. Защита с этим мнением была в корне не согласна.
– Обвинение базируется на показаниях Фокиной и незаконных действиях со стороны Яльцева, – заявил в своей речи адвокат обвиняемого. – Но обстоятельств этих действий защита не назвала. Где видно, что завкафедрой поставил положительную оценку по биологии? Ни экзаменационного листа, ни зачетной книжки с отметкой нам представлено не было. Да и не имеет права профессор самостоятельно принять экзамен, если у студента назначена переэкзаменовка с комиссией. Яльцев не требовал у Фокиной деньги, наоборот, он предлагал ей подготовиться к ответу, предоставил для этого все необходимое, но никаких гарантий он не давал. Кроме того, деньги, которые Фокина передала Яльцеву, были мечены, но следов вещества на руках профессора обнаружено не было. Показания студентки не противоречат показаниям обвиняемого, да и корыстный мотив в действиях завкафедрой материалами дела не был доказан. Помимо этого, правоохранительными органами был нарушен закон о государственной тайне, так как видеозапись встречи Фокиной и Яльцева была передана на телевидение и показана по всем ярославским каналам.
В итоге суд переквалифицировал действия Андрея Яльцева с «получения взятки» на «покушение на получение взятки» и признал профессора виновным. По словам адвоката заведующего кафедрой в ближайшее время они собираются обжаловать приговор Ленинского суда в высшей инстанции.