– Слушания, Андрей Игоревич, как можно предположить, будут открытые?
– После опроса сторон это решит судья. Но я лично не вижу тому никаких препятствий.
– «Северный край» считает своим долгом придерживаться общепринятых в мировой прессе этических норм. Думая о будущем подозреваемых, одному из которых не исполнилось и восемнадцати, мы в отличие от некоторых не столь щепетильных коллег не раскрывали в наших первых публикациях их полных имен. Но может быть, уже пора?
– По делу проходят семнадцатилетний Артем Забелин, учащийся градостроительного колледжа, и Степан Федоров – он на год старше – из автомеханического техникума. Мы официально огласили их фамилии в день окончания расследования. Напомню, Забелин сотрудниками ОМОНа был задержан с поличным, Федорова на другой день арестовали по месту жительства. У обоих при обысках нашли «учебные пособия» по националэкстремизму, записанные на компьютерные диски. В своей причастности к нападению они признались. Вина их доказана. Их действия квалифицированы следствием по статье 282, часть вторая, пункт «в» УК России – «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам отношения к религии, совершенные публично, организованной группой».
– «Организованной», это тоже доказано?
– Судя по «обойме» бутылок с зажигательной смесью – во второй раз их было шесть, по «идеологическому обеспечению» умысла – националистическим подписям на ограде, налеты на мечеть – два в течение одной недели – заранее планировались с расчетом на громкий публичный скандал. По нашим данным, в подготовке нападения участвовали еще троечетверо. Был и организатор. О нем могу только сказать, что этот человек – лицо совершеннолетнее. Личности устанавливаются, дело с их участием выделено в отдельное производство.
– До Ярославля вы жили и работали в Башкирии. Такие дела вести приходилось?
– За «чертову дюжину» лет работы в правоохранительных органах, представьте себе, это – первое. Да и правосудие Ярославской области подобного прецедента не знает. Обвиняемым грозит наказание до пяти лет лишения свободы.
– В чем тонкости расследования правонарушений по этой редкой статье?
– Нам предстояло понять, что привело к преступлению подростков, которых так и хочется назвать благополучными, причем без всяких кавычек. Что ими двигало, чего они добивались? Был ли у них вдохновитель, кто он? И наконец, если мы хотим жить в гражданском обществе, все ли мы предпринимаем, дабы такие вещи не повторялись?
– Ответы получены?
– В принципе да. Хотя все точки над «и», как всегда, расставит суд.
– Ваши обвиняемые – за «Россию для русских»?
– Мы от них такого не слышали. И к скинхедам они себя тоже не причисляют. Хотя неприязни к мусульманам они вовсе не скрывают. При этом оба упорно уверяли нас, что, беря в руки бутылки с горючей смесью, они ратуют... за интересы русского народа. Не думая о том, что могут пострадать люди, не понимая, что подобные «подвиги» гроша ломаного не стоят.
– Не иначе тот, кто парней на «подвиги» подбивал, рассчитывал как минимум на вспышку страстей вокруг национального вопроса?
– Если так, то вопреки всем стараниям целей своих эти люди не достигли. Как гражданина России меня еще вот что беспокоит. Беседы с подозреваемыми подтвердили, что состояние умов определенной части нашей молодежи, мягко говоря, плачевно. Оно таково, что когда налетчики начинают с кулаками защищать «от ненаших» ни много ни мало русский народ, то для тех, кого мы условно называем организаторами, наступает самое время вложить в ладонь такому герою чегонибудь острое или горючее. Попытки «построить» их будут и впредь.
– Забелин и Федоров – оба, как выяснилось, фанаты футбольного клуба «Шинник». Не на трибунах ли ктото вдохновлял их?
– Такой связи провести не могу. Фанаты – люди молодые и горячие. Но им, думаю, хватает и спортивных амбиций.
– Руководству учебных заведений прокуратура о своих выводах и опасениях дала знать?
– Пока вкратце. По обоим адресам посланы представления о ненадлежащей воспитательной работе. Посмотрим, какие после этого последуют изменения к лучшему.
– Родителям в таких случаях не позавидуешь. Прокуратура определила их долю вины?
– Мама Артема Забелина на допросах представляла интересы несовершеннолетнего сына. Наша прокуратура в отношении ее возбудила производство о правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и за ненадлежащее воспитание сына на нее был наложен штраф.
– Когда ждать начала судебных слушаний?
– В течение двух недель мы должны получить из суда уведомление об этом. Уверен, что до конца года по крайней мере первое заседание суд Ленинского района провести успеет.