Документальное свидетельство тех событий сейчас перед вами. Одна стена здания из числа знаменитых красноперекопских казарм, или «корпусов», как их ещё здесь называют, под напором техники рухнула, другая никак не хотела поддаваться, экскаватор прыгал вокруг неё как кузнечик, а она стояла, нерушимая и величественная.
Издали место действия было похоже на бомбёжку времён Великой Отечественной войны. Не верилось, что всё это происходит в густо населённом районе, в десяти минутах езды от центра города. Но факт оставался фактом: давно обещанный снос мощных красноперекопских зданий, стоящих тут ещё со времён Ярославской Большой мануфактуры, начался.
По странному стечению обстоятельств всё произошло буквально через несколько дней после публикации «Северного края», в которой рассказывалось о проектных предложениях, разработанных группой ярославских архитекторов, по использованию исторического комплекса Ярославской Большой мануфактуры для нужд современного делового города («В старые стены стучится новая жизнь», 21 октября с. г.).
Как считают авторы, эти здания, обладающие солидным запасом прочности, вполне могут превратиться в гостиницы, офисы солидных компаний, даже в кабинеты правительственных департаментов. В результате падения производства далеко не полностью используется и производственный комплекс комбината «Красный Перекоп» – по мнению архитекторов, со временем на их базе может быть создан крупный международный выставочный центр.
Жизнь дарит шанс кардинально изменить образ Перекопа. Одновременно здесь могут появиться гостиницы, автостоянки и многое другое, что сделает этот район центром делового общения и туризма, а жителям обеспечит дополнительные рабочие места.
Читатели «Северного края» встретили эти идеи с энтузиазмом, на сайте газеты появились благожелательные отклики. Но снос всё-таки начался. В редакции весь день звонили телефоны. Вот что сказала Людмила Александровна Булатнова:
– Я коренная жительница Перекопа. Слышали, что у нас тут происходит? Сейчас иду, а на улице Калмыковых, 5, уже полдома нет. Как же так? На днях читала в газете о предложениях использовать эти здания, они ведь ещё крепкие. Мне проект понравился. И вот новости – всё-таки рушат. Я спросила там одного, не то бригадира, не то мастера, кто разрешил. Он сказал: деньги на слом выделила мэрия. Неужели правда?
Редакция связалась с директором департамента организации строительства и жилищной политики мэрии Феликсом Ивановичем Ходановичем.
– А 185-й федеральный закон вы знаете? – вопросом на вопрос ответил он. – Итогом расселения аварийного дома должен стать его снос, только так можно отчитаться за средства, полученные на расселение. После этого земля поступит в муниципальную собственность и будет принято решение, как её использовать: то ли для нового строительства, то ли для того, чтобы разбить на ней парк. Что касается организации, которая там сейчас работает, то она получила право на снос в результате проведённого аукциона. Вы говорите, что дома крепкие? Они не были бы аварийными, если бы были крепкими. Поверьте, прежде чем решить их судьбу, мы заказывали проектному институту их обследование. Институт выдал заключение о нецелесообразности их дальнейшего использования: по его данным, реконструкция обошлась бы значительно дороже нового строительства. Поэтому под снос пойдут все три дома, стоящие здесь. Экономически их сохранение нецелесообразно. Были бы они памятниками, другое дело. А так кто нам даст право платить за них двойную цену бюджетных денег, денег налогоплательщиков? Что же касается проекта, предложенного архитекторами, то я скажу так: за ваши деньги, господа, любой ваш каприз.
Что и говорить, комментарий Феликса Ивановича Ходановича, как всегда, прозвучал убедительно. Особенно эффектна концовка. Только никто ведь не предлагал воплощать проектные предложения архитекторов на бюджетные деньги. Имелось в виду привлечение инвесторов. Другое дело, что это дело хлопотное, а у чиновников мэрии и без того забот много. Зачем им новые?
И ещё. Кроме 185-го федерального закона есть второй документ – проект зон охраны памятников, утверждённый правительством области. По этому документу никакой снос исторических зданий (то есть построенных до 1957 года) не допускается без разрешения органов охраны памятников. Но в данном случае такого разрешения не было, подтвердил председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Иосифович Аврутов.
Гость | 08.11.2011 в 17:35 | ответить0
бЕЗОБРАЗИЕ
Гость | 08.11.2011 в 21:36 | ответить0
Ну почему у нас власти такие тупые и безразличные к истории?
Гость | 08.11.2011 в 21:53 | ответить0
Чудовищно. это говорит о деградации чиновников, от которых зависит решение этой проблемы. А мнение профессионалов для них ничего не значит.Власти Ярославля, остановите этот беспредел. Прекратите снос ценных исторических строений уникального ансамбля промышленной архитектуры ЯБМ!
Гость | 15.11.2011 в 11:50 | ответить0
Тогда и расселять надо было за счет инвесторов, а не за бюджетные средства. Инвестора найти, готового расселить такое количество семей, дело сложное. Жадные до дури нынче инвесторы, мыслят узко, в лучшем случае могут вкладывать деньги в рынки. До купцов Елисеевых им явно далеко. И не только в смысле величины капитала. Осознание, что можно после себя оставить историческую память у потомков к ним не пришло.
Да и в мэрии люди очень не гибкие, решать подобные проблемы совместными усилиями (бюджет + инвестирование)видно не научились. А старую собаку, как известно, не научишь новым трюкам.
Ярославна | 21.11.2011 в 23:39 | ответить0
Хоть бы автотранспортны