По данным расследования, Соломенцев на разгоне непроизвольно притормозил самолёт, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать машину от земли, и вовсе упёрся в них ногами что было силы.
Причиной парадоксальных действий пилота, как и предполагали ранее эксперты Межгосударственного авиационного комитета, могла стать особенность конструкции педали тормоза.
Возможно, сыграли трагическую роль и ещё два уже не зависящих от лётчиков фактора – мелкие неровности бетонки и подразбитые амортизационные стойки переднего шасси, усилившие вибрацию. Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать отрыв раньше, на скорости 185 км/час.
Как отмечает РИА «Новости», некоторые эксперты до сих пор сомневаются, что в катастрофе Як-42 виноват экипаж. По мнению ряда специалистов и лётчиков-испытателей, причину следует искать в технических неполадках на борту самолёта. Установить же, тормозил пилот или нет, достоверно невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 нет.
По требованию Генеральной прокуратуры уже приостановлена эксплуатация десяти пассажирских самолётов Як-42. Таков один из результатов прокурорской проверки, проведённой в связи с авиакатастрофой под Ярославлем.