Произошло это по причине нарушения техники безопасности: экскаваторщик при проведении работ задел трубу с остатками газа. Слава Богу, это было не дневное время, когда станция работает и в трубопроводе рабочее давление. Под утро в нём были лишь остатки газа. Но их хватило для взрыва и выброса столба пламени. А также для последующей работы по ликвидации ЧП восемнадцати единицам пожарной техники и восьми десяткам человек личного состава. Причём горение продолжалось и спустя семь-восемь часов после взрыва.
Как такое могло случиться? Работники нижегородского ЗАО «Нефтегазстрой» – подрядчики управления «Балтнефтепровода» – тянули нефтепровод. Это в паре метров от газопровода. Кстати, метрах в сорока проходит ещё одна труба – магистральный нефтепровод «Ярославль – Кириши». Как сообщили ярославским журналистам первый заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Ярославской области Олег Бочаров и начальник управления пожаротушения Денис Сатаров, при производстве работ вследствие нарушения техники безопасности был повреждён газопровод «Яроблгаза».
При взрыве пострадал экскаваторщик Сурен Бачоян, который получил ожоги первой и второй степеней. Он помещён в больницу. Оказана первая медицинская помощь ещё одному рабочему, а также водителю «пазика», который проезжал мимо и оказался в зоне поражения. Машина сгорела. Выгорели также проезжавший УАЗ и находившаяся на месте работ строительная техника. Угрозы жилью не было.
На место происшествия прибыли руководители всех силовых структур, а также представители отдела ГО и ЧС мэрии Ярославля. (Председатель КЧС области Владимир Ковальчук и начальник ГУ МЧС РФ генерал-майор Павел Барышев в это время находились в Москве – по проблеме печально известного шестого арсенала в Бурмакине.) Прокуратура и Следственный комитет сразу начали проводить мероприятия по дознанию.
Ситуация неординарная. В месте происшествия расположены в рискованной близости сразу три нитки нефте- и газопроводов: труба «Яроблгаза», нефтепровод «Ярославль – Кириши» и ещё одна труба – над её прокладкой как раз и трудились нижегородцы. Не рискованно ли давать разрешение на размещение таких объектов в непосредственной близости друг от друга?
Олег Бочаров настаивает:
– Сыграл роль человеческий фактор – безалаберность, бездействие некоторых руководителей, которые несут ответственность за производство работ. Они начались в отсутствие руководства подрядчика – ЗАО «Нефтегазстрой». Хотя техническая документация на проведение работ, с их слов, имеется.
Между тем на магистральных газопроводах это не первое происшествие. Два случились в 2008 году также при проведении строительных работ в Некрасовском районе; в 2010 году в Большесельском районе произошла локальная утечка нефтепродуктов на объекте «Балтнефтепровода». Но Олег Бочаров всё равно просил не называть чрезвычайной ситуацией вчерашний взрыв.