Недавно в редакцию позвонил один ветеран и очень эмоционально, с возмущением говорил о продаже земли одного из СПК в Тутаевском левобережье, вопрошая:
– А что, государство не может выкупить эту землю и посеять там что-то? Почему она должна достаться какому-то спекулянту-толстосуму?
Этот вопрос вертится сейчас в голове – по поводу, также связанному с землёй. Но речь не о пашне, а об особо охраняемых природных территориях. ООПТ – так их на скорую руку называют специалисты. Когда быстро произносишь это слово в разговоре, звуки сливаются в слово «опт». И это как-то царапает душу.
Грустно: заповедные территории в Ярославской области понемногу сокращаются в размерах, скукоживаются как шагреневая кожа. И уже внесены первые изменения в их перечень, он содержится в постановлении правительства региона от 1 июля 2010 года.
Так, на государственную экологическую экспертизу представлен проект изменения границ памятника природы «Юршинский остров» в Рыбинском районе. При образовании этой заповедной территории в 1993 году площадь памятника составляла 792 гектара. Нынче фигурирует цифра 553 га.
Почему и как это происходит? Обычно земли сельхозназначения не выделяют из состава ООПТ. В трудную минуту собственники земли – бывшие колхозники – соблазнились и продали свои паи перекупщикам. Ну а те сейчас перепродают их и, как говорится, срезают купоны. В этом можно убедиться, заглянув в Интернет. Одна из ярославских риэлторских фирм продаёт 27 соток на Юршинском острове за полтора миллиона рублей. И что? Найдутся покупатели – те же богатые москвичи, жаждущие уединения на живописном острове.
За минувший год изменения коснулись семи заказников, парков и памятников природы. К примеру, на 10,2 га сократилась территория государственного природного заказника «Верхне-Волжский» в Мышкинском районе, у деревни Верхние Плостки. Утрату в 9,8 га понёс зоологический заказник «Козьмодемьянский» в Ярославском районе. В ходе реконструкции Московского проспекта срыто полтора гектара памятника природы «Парк в пойме Которосли» в Ярославле.
Есть случаи, когда земельные участки оказываются занятыми под промышленные площадки или, увы, даже свалки. Как, например, произошло с заказником «Левашовский». В этом случае просто узаконили потерю нескольких гектаров территории, оказавшихся под свалкой. Ведь пришло же в голову властям района в далёком 1965 году разрешить свозить сюда отходы!
А бывает, что какой-то памятник природы оказался в центре человеческой, так сказать, жизнедеятельности. Как, например, не повезло уникальным древним отложениям на территории береговой полосы в районе деревень Коприно и Петраково в Рыбинском районе. Это памятник природы федерального ранга. Одно из немногих в Ярославской области юрских отложений совместно с меловыми. Здесь найдено семнадцать видов ископаемых животных!
То, что осталось сейчас от ископаемых остатков, на расстоянии 53 метров или уходит под воду, или утрачено из-за деятельности человека и уже не представляет, по мнению доцента кафедры географии ЯГПУ Дмитрия Киселёва, ни научного, ни природоохранного значения. В марте 2010 года этот участок береговой полосы исключён из состава ООПТ.
Получается такая идиллия: живописные и тихие берега Волги – не ревут трактора по весне, в покинутых деревнях остались по два-три старика. И никто не помешает игре в гольф какой-нибудь компании, приземлившейся на вертолёте, чтобы провести уик-энд в самом сердце какого-нибудь заповедника.
На одном из совещаний по ООПТ в правительстве области упоминали такие цифры: в Брейтовском районе утрачено 235,5 га особо охраняемых территорий. В Угличском – 5286 га. От 37 заказников в 1993 году сейчас в области осталось 17.
В Охотинском поселении Мышкинского района, между деревнями Верхние и Нижние Плостки, а также Ивцино, которые находятся в самом сердце Верхне-Волжского заказника, недавно отрезали от особо охраняемой территории более десяти гектаров земли – проект изъятия земельных участков не так давно получил положительное заключение экологической экспертизы в областном департаменте охраны окружающей среды.
Московские предприниматели планируют создать там базу отдыха чуть ли не на берегу Волги. Причём получилось как-то странно: сначала построили тут целый посёлок коттеджей, а лишь потом якобы узнали, что приобрели у бывших колхозников по доверенности земельные участки в составе особо охраняемой территории... Начали переводить земли в статус рекреационных – и то ли желание прошло, то ли деньги закончились... И стоят теперь на опушке леса пустые коттеджи какой-то пугающей архитектуры...
Между тем в заказнике растут редкие виды грибов – подосиновик, белый, приходит в поисках зайца-беляка рысь, прилетает скопа. Это редкие виды из областной Красной книги.
Здесь все ждали, когда база отдыха заработает. Председатель комитета по управлению имуществом в Мышкинской районной администрации Николай Шабанов свидетельствует:
– Москвичи-застройщики – люди серьёзные.
И у него уже наготове калькуляция: 1,85 рубля – кадастровая стоимость квадратного метра земли сельхозназначения, а переведённой в статус рекреационного назначения – от ста рублей и выше. Глава Охотинского поселения Наталья Гусева тоже подсчитывала: налог в поселенческую казну пошёл бы по максимальной ставке. Но москвичи давно не выходят на связь. И посёлок стоит пустой и странный, как призрак, у леса. А рядом – Верхние Плостки с четырьмя зазимовавшими там бабушками.
Сейчас Наталья Гусева озабочена другим памятником, но не природы, а души: есть напротив села Учма полуостровок с часовней и могилой святого Кассиана. Бывший лесник Василий Смирнов укрепляет расползающиеся берега – на лодке подвозит сюда камни. И не только вода угрожает часовне и могиле – нашёлся «деятель», предлагающий через Интернет эту святую землю – под площадку для гольфа...
Алина | 08.03.2011 в 14:07 | ответить0
Сразу приходит мысль, что отовсюду по принципу пылесоса высасываются деньги. К примеру, у предпринимателей (за рекламу), у населения (повышение тарифов), у пенсионеров (угроза лишения льготного проездного билета), на городком транспорте и т.п. Попробуйте проехать по купленному проездному билету за Волгу или из-за Волги в выходные дни, или по маршрутам автобусов №№7, 13 и некоторых других. Нужно иметь время и терпение, но, бывает, и они ни к чему: автобус не приходит. Значит, маршрутка и повторная оплата проезда. Стоит ли удивляться двум отказам обещанного движения троллейбуса №6 по маршруту троллейбуса №5. Ведь в этом случае горожане вместо двух билетов будут покупать один. Городской власти совсем не кажется странным свертывание городских маршрутов вместо существовавших традиционно. Старые маршруты соединяли районы города, а новейший маршрут троллейбуса №6 соединяет концы одной улицы. Объяснение отсутствия места для необходимой остановки непонятно. И у троллейбуса №5, и у троллейбуса №6 уже есть остановка на пл. Богоявления. Чем меньше идей, как заработать деньги, тем больше в городе рекламы. Сейчас ярославцы ее не только видят абсолютно везде — впереди, справа-слева, вверху-внизу, — но и каждый час слышат. Ярославское радио берет у Всероссийского по 5 минут для навязывания чего-либо. А чтобы слушали, добавляют… правильно, погоду. О чем же еще говорить!
Алина | 08.03.2011 в 14:08 | ответить0
Идея с дополнительным четвертым мостом тоже удивительна. Несколько смещен поток автотранспорта из исторической части города, но загрязнение воздуха и земли теперь пошло по жилым кварталам. Плюс вырубка зеленых ярославских улиц. Про тарифы вообще разговор интересный. Горожан упорно убеждают, что повышение ну совсем не ахти какое. Нельзя превышать на 15%, а у нас повышение на 14,5%, а то и на 13%. Умалчивается, что это за единицу измерения. Потребление же воды, тепла, электроэнергии в квартире и у семьи, насчитывая энное количество таких единиц, сразу увеличило коммунальные платежи, например, на 1000 рублей. Т.е. на 50% к предыдущему месяцу. А официально — 15 процентов, и точка. А что делать на селе? Рекламу селянам предлагать? Мало того, что смысла нет, так засмеют — жизни рад не будешь. Тарифами деньги добывать? Писать-то можно, конечно, но что дальше? Остается одна земля, вернее, оставлена одна земля. И не заметили, как стали продавать и реализовывать Родину, что и подтверждают выразительные (кричащие?) данные по заповедникам Ярославской области. Спасибо святому Кассиану Угличскому, помог заметить. Святое место продают под… гольф! Слово-то откуда? А для кого? И вообще, почему-то в Ярославле кафе «Техас», кафе «Палермо», а то еще утверждали, что Ярославль почти Париж. Кому это так надо?! И пусть объяснил бы, может быть, и поймем. А то что-то всё скрытно. А может, не зря скрывается, может, совесть шевелится? Ну а если серьезно, то власть без идей в работе — дело несмешное. И если это не недееспособность, то что?