Главный пожарный инспектор Ленинского района Ярославля майор МЧС Алексей Ропотов возглавил эту внеплановую проверку. Выяснилось, что подобные проводятся по всей России по поручению первого зампреда Правительства России Игоря Шувалова после пожаров в общежитиях Уфы и Владивостока. Да и по вышеуказанному адресочку не обошлось без ЧП. Ещё в ноябре 2009 года «Северный край» сообщал о возгорании в одной из комнат, где жили девушки-медички. Причина: плед случайно попал на включённый электрообогреватель. Ну а там задымило и запламенело... Обидно: ведь уже тогда в здании была установлена новенькая автоматическая система оповещения о пожаре, и на всю «общагу» зазвучало:
– Внимание! Пожарная тревога! Всем покинуть помещение!
Но бабушка на вахте не поверила современной технике и просто вырубила её. С девочками – ничего, а вот комната тогда сильно обгорела.
Мы идём по этажам, заходим в блоки – куда можно. А некоторые закрыты на замок – студенты на лекциях. Алексей Ропотов недоумевает:
– Ну и сработает в блоке пожарная сигнализация, а как попасть туда?
Заходим в блок на третьем этаже, где живут «холостые» студенты. Это заметно по минимуму уюта в холле и на кухне. У семейных везде коврики, на окнах в кухне – занавески. Правда, и у «холостых» не очень-то и грязно – лишь одна кастрюля подгоревшая на столе.
Проверяем работу датчиков, прикреплённых к потолку. Два реагируют на тепло, один – на дым. Кто-то запаливает сигарету и подносит к аппарату. Дым слабоват, и на корпусе появляется лишь красный огонёк. Подымили побольше – сработало! Раздались уже знакомые слова: «Внимание! Пожарная тревога!». Любопытно, на кухонном подоконнике в огромной банке «расцвёл» жутковатый букет из десятков окурков! Вот тебе и будущие врачи... А датчик, видимо, не срабатывает, потому что из неутеплённой балконной двери сильно сифонит.
Тут же, на кухне, обнаруживаем потенциальный источник пожара – две раскалённые – и безнадзорные! – конфорки плиты. Инженер по пожарной безопасности медакадемии Владимир Жуков тут же ликвидирует этот «источник». Но датчик на тепло стерпел – ему, чтобы сработать, нужно больше семидесяти градусов!
Одна из целей проверки – посмотреть на пути эвакуации. В общежитии нет лифта. И если что, не дай Бог, случится – нужно бежать вниз по узким лестничным маршам. Другой вариант спасения – спуститься по наружной железной лестнице, на которую можно попасть с балкона. А на балкон в свою очередь – из кухни.
Поэтому двери на балкон всегда должны быть открыты, то есть не на запорах. Они и были открыты на момент проверки. Правда, на балконах мы увидели хлам: старые паласы, какие-то рулоны, тряпьё. А ведь в суматохе всё это может воспрепятствовать спасению. Так же, наверное, будет мешать эвакуации и турникет на вахте. Для чего он нужен – непонятно. Ведь тут и так сидит охрана – прежних бабушек заменили на специально обученных людей. В случае опасности турникет можно преодолеть, но – или прыжком на высоту метр с гаком, или ползком... Вариант – выбраться на улицу через подвал. Но просто так не выберешься и там. Обе двери закрыты – в подвал и, соб-ственно, на улицу. Рядом с запертой дверью – ручной извещатель пожара. Над ним надпись фломастером. Кто-то сострил: «При пожаре биться головой сюда».
Шутка мрачная, но верно отражает положение вещей: в чрезвычайной ситуации только и останется, что биться головой о закрытую дверь...
Интересуюсь у Алексея Владимировича:
– Какой же выход тут? Ведь и дверь нельзя оставлять открытой, всё-таки у нас криминал...
– Выход всегда можно найти. Здесь есть охранная служба. Кроме того, двери можно оборудовать электронным зам-ком.
На пятом этаже в шкафу, где находится кран-гидрант, не обнаружили пожарный ствол, или рукав. А должен быть! Кто-то из студентов свистнул на даче грядки поливать?
Ещё один минус: руковод-ству общежития придётся заменить линолеум на кухне – он из горючего материала, нужен другого качества. И плюс: над эвакуационными выходами исправно горит – работает на батарейках – табличка «Выход». Она-то и послужит указующим перстом. Ведь в случае пожара отключается свет. И вот в кромешной тьме люди хоть смогут увидеть, куда бежать...
В итоге Алексей Ропотов, отметив положительные стороны, пообещал отрицательные отразить в предписании руководству академии. А ещё порекомендовать им провести разъяснительную работу среди студентов, так как основная причина пожаров – человеческий фактор.