«Война», объявленная на апрельской коллегии генпрокурором Владимиром Устиновым нерадивым сотрудникам милиции, повинным в укрывании преступлений, активно ведется во всем ЦФО.
Например, в Туле уже возбуждено 19 уголовных дел в отношении руководителей РОВД и 76 – в отношении сотрудников рангом пониже. Тульская область, как известно, поменьше Ярославской, так что у нас, как заметил один из районных прокуроров, чью территорию не обошел меч карательный, «еще все по-божески».
Высочайший гнев обрушился на 12 сотрудников. Последняя жертва – Павел Егоров, начальник милиции общественной
безопасности Фрунзенского РОВД, проработавший в органах более 20 лет. Ему вменяется в вину злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в укрывательстве преступлений из корыстных побуждений.
– За прошлый год мы возбудили около сотни уголовных дел по материалам, по которым ранее был отказ в возбуждении, – комментирует ситуацию прокурор Фрунзенского района Андрей Валерьевич Фомин. – Егоров подписал 40 отказных постановлений, то есть почти половину. Есть у нас такая фраза: «Ложно понятые интересы службы». Это когда укрываются дела неперспективные, раскрыть которые маловероятно, милиции проще такие факты скрыть.
Однако что же получается – раньше-то с укрывателями не боролись? Конечно, боролись, ведь одна из приоритетных задач прокуроров – следить за учетно-регистрационной дисциплиной в ОВД. Результаты, как ни странно, появились только сейчас, очевидные до рези в глазах.
Впрочем, вот как прокомментировали газете ситуацию в Генеральной прокуратуре РФ.
– Ничего сверхординарного не происходит, – сказал дежурный прокурор, замначальника по связям с общественностью Василий Андреевич Глущенко. – Владимир Устинов на каждой коллегии призывает своих сотрудников препятствовать укрывательству преступлений. Эти указания, естественно, выполняются как в Ярославской, так и в других областях. Каждый год кого-то наказывают за невыполнение законов. Вы поинтересуйтесь, например, цифрами за прошлый год...
Поинтересовались. В Ярославской области за 2004 год 41 сотрудник ОВД был привлечен к уголовной ответственности, в том числе и за превышение должностных полномочий, но ни один из них – за укрывательство. А потому в регионе немало тех, кто считает прокурорскую акцию откровенной кампанейщиной. Сегодня в «черный список» прокуратуры попали Дзержинское, Кировское РУВД, Ярославский РОВД, Северное управление внутренних дел на транспорте. Впрочем, и в других районах прокуроры ищут огрехи в работе местной милиции.
В областной прокуратуре, так же как и в УВД, не дают комментариев по поводу кадровой «чистки». Как ни странно, но главный федеральный инспектор по Ярославской области Александр Киселев, представляющий в регионе Президента РФ, тоже предпочел сохранить молчание.
– Ситуация слишком неоднозначна, – рассуждает профессор ЯрГУ Лев Леонидович Кругликов, завкафедрой уголовного права и процесса. – А потому оценить ее сейчас трудно. Я, как и многие, могу строить только предположения. Для того чтобы понять цели и смысл происходящих в регионе процессов, необходимо время.
– В принципе, когда возбуждается дело против сотрудников правоохранительных органов, это всегда плохо, – считает Дмитрий Михайлович Дорофеев, заместитель председателя комиссии по законодательству госдумы Ярославской области. – Но если есть основания, то такие действия нужно только приветствовать. Представляете, 1836 укрытых преступлений! И за каждым стоит как минимум один потерпевший. Все это говорит о том, что наши работники милиции совсем распоясались. Новый прокурор области стал действовать по закону, и, конечно, это не всем нравится.
Впрочем, едва ли простому обывателю будет так уж интересно разбираться во внутриведомственных проблемах. Человека больше интересует, насколько эффективно он защищен от преступных посягательств. А главное, не приведет ли процесс «зачистки» местных РОВД к тому, что в милиции вообще никто не захочет работать. Ведь в последнее время в России реформирование и закручивание гаек в любых государственных структурах заканчивались весьма печально.