Об этом и многом другом говорилось на II съезде женщин Ярославской области.
Вообще видал я перевидал, особенно в 80-е годы, таких общественных мерориятий «для галочки». Собрались, понимаете, «обсудить» проблемы, хотя что тут обсудишь, когда список выступлений готов заранее и регламент таков, что втиснуться туда незапланированному оратору уже невозможно. И состав выступающих, да и присутствующих, естественно, сбалансированы по разнарядке: есть и ветераны с орденами на груди, есть и молодежь, и предприниматель, и многодетная мать, и профессор... Возможно, была и доярка, но я не нашел. В основном все-таки чиновницы, профессионально занимающиеся разными аспектами общественной жизни. Словом, типичный «актив».
Большая часть в возрасте за 50, люди закаленные, к заседаниям привычные. То по-дремывали, то прислушивались к особо эмоциональным фразам ораторов, выступавших, впрочем, достаточно ярко. Об унизительной бедности работников бюджетной сферы, а большинство их – женщины. Среди учителей женщин вообще почти 100 процентов. О распаде семьи, росте числа матерей-одиночек и об отсутствии их социальной защиты. О высоких показателях числа абортов и количества женских заболеваний. Словом, все сегодняшние социальные беды сказываются на женщинах особенно сильно.
– Необходимо повысить роль женщин в управлении государством, тогда и решению социальных проблем будет больше внимания, – делает вывод председатель областной организации женщин Любовь Плеханова.
Действительно, что это такое? Среди депутатов Госдумы всего 10 процентов женщин, а среди министров их вообще почти нет. На просвещенном Западе процент куда выше. Там женские организации уже борются, а кое-где и добились обязательной квоты: во всех государственных органах женщин должно быть не менее 30 процентов. Есть такие инициативы и среди российских законодателей. В частности, за это выступает ярославский депутат от «Единой России» Александр Сизов, но пока его законопроект не набирает нужного количества голосов. Впрочем, в недрах «Единой России» есть еще идея – в избирательных списках каждой партии, идущей на выборы, должна быть треть женщин. Причем не в хвосте списка, а каждый третий по очереди номер.
Вообще-то, если пройтись по коридорам любого государ-ственного учреждения, то видно, что женщин там не 30 и не 50, а, кажется, все 80 процентов! Правда, на невысоких должностях.
В голосе заместителя руководителя службы занятости по Ярославской области Светланы Хобиной дрожала слеза. Она сообщила, что среди безработных женщин вдвое больше, чем мужчин. Хотя они и образованы лучше, и непьющие. Из вакансий же, предлагаемых работодателями, женских только 15 процентов – это вакансии нянь, воспитателей, преподавателей, секретарш, то есть низкооплачиваемые.
– Руководящие же должности, информатика и юрис-пруденция – заповедная зона мужчин, – сказала она, – это скрытая дискриминация.
В принятом ярославским съездом обращении к правительству таких резких слов, конечно, не было.