Как установило следствие, гражданин Александр Р. занимался этим нелегальным бизнесом около пяти лет. Он покупал на рынках города очистительное средство «Максимка». Прямо в квартире разводил его водой в соотношении 1:1,5. Обманывать потребителей Александр не собирался – он не разливал полученный раствор в стеклянные бутылки, не клеил на них водочные этикетки, не запечатывал металлическими, похожими на заводские пробками. Наполнял зельем пластиковые бутылки разной емкости. Затем вез на своем «жигуленке» к проходной моторного и электромашиностроительного заводов и продавал, честно сообщая покупателям, что это разбавленный спирт. Цена была 20 рублей за 0,5 литра. Брали охотно.
Разумеется, время от времени милиция устраивала облавы на известном всему городу пьяном рынке. В 2002 году Александра задерживали семь раз, в 2003-м – три раза, в 2004-м – четыре. Его каждый раз штрафовали, товар конфисковывали. В конце концов терпение милиционеров лопнуло – было возбуждено уголовное дело по статье 238 ч. 2 – производство, хранение, перевозка и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
В судебном заседании было очевидно – подсудимый и представители правосудия живут как будто бы в разных мирах. Начать с того, что пришел подсудимый в суд без документов.
– Так вы точно гражданин Р.? – спрашивала судья Людмила Колыгина.
– Да.
– Где же ваш паспорт?
– Старый я сдал, чтобы обменять на паспорт нового образца, а новый пока не получил.
– Почему же?
– Так я прописан в Москве. Туда еще ехать надо. А в паспортном столе всегда огромные очереди.
– Ну, ладно, а военный билет?
– Да я его потерял много лет назад. Новый не выправлял.
– А водительские права?
– Их отобрали за нарушение правил движения.
Чтобы удостовериться в личности подсудимого, заседание суда пришлось отложить. После новогодних каникул Александр явился с новеньким паспортом. Причем выписанным еще в феврале 2004-го.
– Выходит, вы целый год не приходили за ним в паспортный стол? – удивилась судья. – Как же вы жили без паспорта?
– Да так и жил, – развел руками подсудимый, давая понять, что не больно-то этот паспорт и нужен.
В материалах дела указано, что в очистительном средстве «Максимка», которым потчевал рабочих подсудимый, содержится денатурирующее средство – диэтилфтолет. Это вредный для здоровья химический препарат, способный вызывать поражения центральной и периферической нервной системы.
– Вы хоть сознавали, что наносите вред здоровью людей? – вопрошала представительница прокуратуры.
– Так у нас же случаев отравления не было.
– А откуда вы знаете, что не было? Может, были?
– Нет. Ведь одни и те же люди покупали. Жалоб не было. Да мы и сами его пили. На этикетках пишут, что чистящее средство и что внутрь употреблять нельзя, так это ведь только для того, чтобы акцизный налог не платить. А на самом деле спирт как спирт.
Тем не менее вину в совершении преступления Александр признал полностью. Видимо, решил, что о вкусах не спорят.
– Вы сейчас где-нибудь работаете? – спрашивали его.
– Официально нигде.
– А на что живете?
– Хозяйство есть в деревне. Картошка, мясо, овощи...
– Но если суд назначит вам штраф тысяч в 200, как того требует обвинитель, вы в состоянии его уплатить?
– Это, конечно, слишком много. Если бы поменьше, то как-нибудь выплачу.
– Из каких же доходов? Опять будете «Максимку» разбавлять?
– Нет, почему же. Это официально я не работаю. А на самом-то деле работаю каждый день. Автомобили, например, ремонтирую в частных гаражах.
– И сколько зарабатываете?
– Да тысяч 8 – 10 в месяц выходит.
– Что же официально никуда не устраиваетесь?
– Да ведь сейчас вообще мало кто официально работает, – объяснил Александр, чем в очередной раз вызвал изумление представителей закона, привыкших смотреть на жизнь под совсем иным углом зрения.
В итоге суд приговорил Александра к штрафу в 150 тыс. рублей.