Вести с фронта
Вторая половина марта, год 1945-й. Каждый номер открывается оперативной сводкой «От Советского Информбюро». Наши войска в Восточной Пруссии. Бои идут юго-западнее Кенигсберга, совет-ские части прорвались на сильно укрепленное балтий-ское побережье к заливу Фриш Гоф. Восточнопрусская группировка противника разорвана. За один день 14 марта там было взято в плен более тысячи солдат и офицеров рейха. При попытке скрыться схвачен и повешен гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох.
Немец отчаянно сопротивляется, его береговая артиллерия – сила грозная. Но что-то разладилось в его военной машине. Новый командующий северной группой войск генерал-полковник Рендулиц издает приказ, по которому дезертиры подлежат расстрелу на месте. Таковыми отныне считаются солдаты всех родов войск, задержанные в населенных пунктах, в обозах или среди беженцев и «заявляющие, что они якобы ищут свою часть».
Немецкие «летучие» военно-полевые суды трудятся денно и нощно, пачками вынося смертные приговоры. В Дании в войсках рейха отмечена попытка бунта. В Копенгагене в ночь на 26 марта шла перестрелка между бунтующими и эсэсовцами.
В следующем номере напечатано письмо с фронта. О боевом эпизоде с участием ярославца разведчика Бориса Смирнова рассказывает гвардии капитан Н. Рябцев. Дерзким ночным маневром разведчик проник в расположение противника и застал его врасплох, обратил в бегство. Преследовал врага по окопам и «в короткой схватке лично уничтожил 11 фашистов».
В Польше на освобожденных территориях, сообщает Информбюро, идет раздел между крестьянами угодий панских имений.
А в это время в тылу...
В марте с газетной полосы и шесть десятилетий назад все сильнее веяло весной. Горячая пора наступила на машинно-тракторных станциях. Идет ремонт техники, обучение молодых трактористов. Одна из передовиц рассказывает о преимуществах так называемого рядового сева: семена не разбрасываются из пригоршни веером, а, как по струнке, ссыпаются в борозду рядами через установленные на корпусе сеялки специальные воронки с узким горлом.
Участковый агроном Некрасовского земотдела по фамилии Сельский ударил по бесхозяйственности своей «Историей с сеялкой». Построил он полольник и ручную овощную сеялку типа «Планет», проверил их в деле: раз в десять – двадцать повышают производительность труда. Еще в 1944 году образец был представлен в областной земотдел и там бесследно исчез...
В середине марта началась вывозка на поля удобрений. Новость из Мышкина: торф в угодья поступает по трубам, впервые гидромасса подается на такое большое расстояние – за 40 километров от разработок.
На заводах и фабриках засучивают рукава «огородные комиссии». «Индивидуальное и коллективное огородничество, – пишет газета, – стало поистине всенародным делом». В одном Ярославле 240 тысяч огородников из числа рабочих и служащих, за год они накопали 109 тысяч тонн картошки.
Хранят же ее из рук вон плохо. На складах горторга и треста столовых загнивает 16 – 18 процентов клубней. «Небрежное хранение продуктов – преступление», – таким суровым резюме заканчивает свою заметку о картошке рабкор А. Волков.
Ярославские городские власти объявили весенний месячник чистоты. Предписано до 15 апреля провести полную санитарную очистку площадей, улиц, территорий предприятий и вокзалов, вывозку нечистот со всех дворов из выгребных и помойных ям. Привлечь к этому все трудоспособное население. За невыполнение решения горисполкома – штраф сто рублей или принудительные работы на срок до одного месяца. Особо злостные нарушители будут привлечены к уголовной ответственности.
Так-то. Год хоть и победный, но на войне как на войне, и в силе остается ее неписаный закон: в тылу как на фронте.
//Газету читал Всеволод ЛЕЖНЕВСКИЙ.