И что особенно обидно, все эти недооказанные или даже оказанные, но не в том виде, в каком следовало бы, услуги добросовестным квартиросъемщикам приходится оплачивать из своего кошелька. Вода из крана течет – плати, неважно, что она странно пахнет и какого-то не такого цвета; батареи едва теплые – плати, хотя в квартире холодно и сыро, но считается, что отопление есть. Отныне этому произволу пришел конец!
Городские власти разрешили ярославцам не оплачивать оказанные не в полном объеме жилищно-коммунальные услуги. Постановление мэра на этот счет уже подписано и опубликовано. Теперь смело можно требовать перерасчета платежей в сторону снижения, если перечисленные ниже услуги в вашем доме отсутствуют или предоставляются некачественно. Это касается теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, обслуживания лифтов, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, вывоза крупногабаритных и жидких бытовых отходов, уборки лестничных клеток и придомовой территории. Данное право распространяется и на организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Конечно, одного желания, чтобы произвести перерасчет, недостаточно. Нужно соблюсти все установленные процедуры и доказать объективность выдвигаемых вами требований. Для начала об отсутствии или снижении качества услуг квартиросъемщику следует сообщить в ДЕЗ. Причем необязательно в письменной форме, вполне достаточно устного заявления даже по телефону. Но в любом случае обращение должно быть зарегистрировано в специальном журнале, а заявителю сообщен его регистрационный номер. В департаменте городского хозяйства нам пояснили также, что, если вызвавшая недовольство потребителей услуга касается всех жильцов подъезда – к примеру, не работает лифт или не убираются лестничные клетки, – вовсе не обязательно собирать подписи всех жильцов, достаточно двух-трех.
Следующий шаг после заявки – оформление акта. Для его составления в течение двух рабочих дней на месте должны побывать представители ДЕЗа и подрядной организации, призванной осуществлять коммунальные услуги. Впрочем, что делать, если они не явятся вовремя, непонятно. В положении их ответственность за такую неисполнительность не прописана. Но если придут, то обязаны во всем разобраться тщательно.
Для удобства сторон составлена специальная таблица, в которой расписано, что является качественной услугой, а что считается отклонением от нормы и как в таком случае производить перерасчет. Взять, к примеру, теплоснабжение. Здесь учитывается как его бесперебойная подача в течение отопительного сезона, так и температурный режим в помещении. Если был перерыв в подаче тепла, платить вы будете только за те дни, когда оно у вас было, если температура в помещении не соответствует норме (ниже 18 градусов), вам также гарантировано снижение расчетного размера платежей.
Кстати, не надейтесь, что в «температурных вопросах» вам поверят на слово – придут с термометром и замерят. И только после этого приступят к составлению акта. Составив же, выдадут по одному экземпляру для каждой заинтересованной стороны. Акт закрывается после восстановления качества услуги и является подтверждающим документом для снижения платежей. И еще в положении сказано, что споры между управляющей организацией и исполнителем коммунальной услуги о причинах ее отсутствия или снижения качества потребителя (нас с вами, граждане) не касаются: нет услуги – не плати.